Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95

Ведущая рубрики
Все статьи автора(27) Юлия Рафаиловна Герцвольф,

педагог, эколог, экотерапевт, методист Центра развития и досуга «Стрижата»

«Где-то выбрасываются на берег киты-самоубийцы – это нас мало тревожит. Человечество спасает Великие американские озера – нам это чудно. В районы стихийных бедствий мощным потоком со всего света идет гуманитарная помощь – одним это кажется подозрительным, другие разворовывают ее и наживаются. Наш Арал кинулись спасать люди из другого полушария – и чего им всем надо!
Мышление в масштабах своей пещеры безмерно унижает современного человека. Дети должны быть лучше нас, и мыслить они должны масштабней и рискованней: ведь именно им выпадает на долю великая миссия спасения Земли, вступления в общечеловеческую цивилизацию». В.А. Караковский

Сегодня, исходя из темы номера, хотела напомнить, дорогой читатель, что социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может. Известны случаи, когда дети в раннем возрасте волею судьбы оказывались в условиях дикой природы, где они проходили «школу воспитания» среди животных (волков, обезьян и др.). Когда их находили люди, они убеждались в том, что эти существа были похожи на человека лишь внешне, физическим обликом и отправлением биологических функций. В остальном же они усвоили навыки той животной среды, в которой прошло их «воспитание». Они были лишены социальных качеств, которые присущи людям. В силу этого они не могли выполнять социальных функций, совершать такие акты поведения и деятельности, как трудовые операции, правовые и нравственные поступки, религиозные действия, пользоваться языковыми конструкциями, то есть словами и предложениями. Дети, выросшие в животной среде, не могли ни мыслить, ни говорить, ни совершать простейшие человеческие действия. Они не умели пользоваться во время еды ложкой, вилкой, ножом, сидеть на стуле, спать на кровати, копать землю лопатой и т.п. Эти дети обладали биологически нормальным телом и мозгом, и, тем не менее, назвать их людьми в полном смысле этого слова было нельзя. Слепоглухонемые от рождения дети, предоставленные сами себе, выше уровня животного состояния также не поднимаются. Они обречены на бессознательное существование во мраке и безмолвии. Посредством же специального воспитания и обучения, вовлечения их в общение с людьми, в общественно полезную деятельность у них формируются человеческие качества, сознание, мышление, речь, способность к творчеству.

Человек формируется, живет и развивается как личность в общении с себе подобными, в сообществе людей. Жизненный опыт, знания, нормы поведения и навыки деятельности он перенимает от других людей.

На рубеже тысячелетий ценностный подход к воспитанию и социализации – это путь и преодоления, и преображения России через формирование (воспитание, обучение, развитие) образа человека воспитанного. Экологическое воспитание является важным фактором социализации личности. Осуществлять его необходимо с первых дней жизни ребенка. От нас, педагогов, в большей степени зависит результат этого процесса. Процесса становление личности. Надеемся, что наша рубрика поможет Вам в этом.


1. Эковести

Межрегиональный экологический фестиваль для школьников: «Чистая Обь и ее притоки»
Статья понравилась: 4

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

(1553 просмотров)
Беречь природу с Intel интереснее!
Статья понравилась: 8

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

Современные информационно-коммуникационные технологии могут помочь сохранить природу, и они доступны уже в средней школе. Именно такова идея проекта «Экомонитор», который начат Сибэкоцентром при поддержке корпорации Intel.

(1337 просмотров)
Сибирь превращается в курорт
Статья понравилась: 9

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

Скорость, с которой на планете меняется климат, поражает: по прогнозам экспертов, до 50-х гг. XXI века каждое десятилетие температура будет повышаться на 0,2°С. Об этом сообщил директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Владимир Катцов.

(1029 просмотров)

2. Экология города

Интегральная экологическая карта Новосибирска – эксклюзивный материал Сибирской государственной геодезической академии
Автор: Валерий Геннадьевич Домрачев
Статья понравилась: 44

Если принять во внимание системный подход, о котором говорят составители карты, то он начинается с деления. Система выстраивает, структурирует объект, которым занимается. Она собирает его части по подобию и движется от частного к общему.

(4896 просмотров)

3. Методическая копилка

Экология и иностранный язык
Автор: Валентина Николаевна Лямина
Статья понравилась: 16

В настоящее время развитие промышленности в мире стало причиной загрязнения природы, глубоких изменений взаимоотношения человека и окружающей среды.

(1289 просмотров)
Азбука экологии
Автор: Юлия Рафаиловна Герцвольф
Статья понравилась: 17

Такую азбуку мы создали с ребятами – членами детской общественной организации «Центр экологической инициативы» г. Новосибирска для тех, кто решил действовать!

(1873 просмотров)

4. Творчество педагогов

За что животным ставят памятники?
Автор: Юлия Рафаиловна Герцвольф
Статья понравилась: 42

В Москве в подземном переходе у входа на станцию метро «Менделеевская» – на месте, где была убита собака, жившая там несколько лет и опекаемая работниками метро, планируется установить композицию «Сочувствие».

(1936 просмотров)

5. Фотопрогулка

Фотопрогулка
Статья понравилась: 39

Авторы: Юлия Юльевна Мелехова, Елена Игоревна Садофьева

Представляем Вам новые фотоработы талантливого коллектива МБОУ СОШ №120 Заельцовского района г. Новосибирска – на этот раз заместителя директора по учебной работе Юлии Юльевны Мелиховой.

(1344 просмотров)

6. Здоровый дом

Литотерапия
Статья понравилась: 48

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

Литотерапия (лечение камнями) известна очень и очень давно.

(1896 просмотров)

7. Календарное путешествие

Календарь экологических дат
Статья понравилась: 11

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

В настоящее время особую озабоченность экологов, как и представителей других наук, вызывает проблема сохранения планеты Земля как среды обитания человечества и других живых организмов.

(1827 просмотров)

8. Экологические конкурсы

Объявлен конкурс экологической фотографии «Эко»
Статья понравилась: 15

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

Международный конкурс экологической фотографии «Эко» приурочен ко Дню окружающей среды. Его проводит общественная организация «Общественная экологическая экспертиза» (ОО ОЭЭ) с целью развития эколого-эстетических чувств у молодёжи, поддержки деятельности учреждений образования и общественных объединений экологического направления.

(1630 просмотров)

9. Экологическая библиотека

Советуем прочесть
Статья понравилась: 7

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

(1450 просмотров)

10. Экологические internet-ресурсы

Экологические internet-ресурсы
Статья понравилась: 10

Материал подготовлен Юлией Рафаиловной Герцвольф

(1643 просмотров)