Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95

Ведущая рубрики
Все статьи автора(2) Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» и газеты «Педагогическое эхо»

Уважаемые читатели!

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями творческого процесса, происходящего в учреждениях общего и дополнительного образования, с различными видами творческой деятельности учителей и учащихся, с интересными методическими разработками, авторскими проектами, программами, сценариями проведения уроков и внешкольных занятий, оригинальными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Надеемся на то, что материалы, представленные вашему вниманию, вызовут интерес и смогут оказать методическую помощь в процессе дальнейшей педагогической деятельности.

Ребёнок и современный мир… Школа. Улица. Магазины. Двор. Недовольные лица взрослых. Завистливые взгляды и неоправданный смех одноклассников. Агрессия, регулярно поступающая из различных средств массовой информации… Каждый день неокрепшая личность подростка подвергается быстро сменяющим друг друга нападкам, идущим из внешнего мира. Кто может помочь маленькому человеку справиться с трудностями?

В современном обществе существует множество факторов, оказывающих негативное воздействие на детскую психику, поэтому необходим поиск новой модели общественного воспитания ребёнка, растущего в открытой социальной среде. Жизнь сегодня выдвигает особые требования: для успешной социализации личности необходимо тесное взаимодействие всех воспитательных структур общества – школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. По словам специалистов, в ходе такого коллективного сотрудничества появилось новое перспективное направление педагогической науки, призванное решать актуальные задачи воспитания подрастающего поколения, – социальная педагогика.

Как известно, перед социальным педагогом сегодня поставлена нелегкая задача: выступая посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой проживания, органами власти, ему необходимо создавать условия для развития умственных и физических способностей учеников во внеурочное время, заботиться о его эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье, а также совместно с родителями воспитанников решать возникшие проблемы.

К сожалению, в последнее время мамы и папы, занятые повседневными заботами, часто не уделяют должного внимания эмоциональному развитию и психологическому здоровью своего чада, забывая о том, что эти составляющие являются основой для формирования гармоничной личности, обеспечивая её успешность и самореализацию.

В Новосибирске живут и трудятся множество талантливых педагогов, которые пытаются решить данные проблемы посредством творческой деятельности. Мы побеседовали с Ольгой Александровной Лезниковой – социальным педагогом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Культурно-спортивного центра «Мечта» Ленинского района г. Новосибирска, руководителем проекта «Арт-мастерская», автором программы социально-педагогической поддержки детей из неполных семей, программы «Арт-терапия в работе социального педагога», «Тренинговых занятий или уроков психологического здоровья»: «Уверенное поведение и спортивное мастерство»; «Технология позитивного общения или развитие коммуникативных навыков»; «Профилактика аддективного (саморазрушающего) поведения», «Выбор профессии».

Ольга Александровна с 2007 года проводит занятия с детьми в возрасте от 5 до 13 лет, воспитывающимися в неполных семьях, используя различные методики, оказывающие терапевтическое воздействие. Одной из них является арт-терапия, или терапия искусством.

Арт-терапия – это метод лечения посредством художественного творчества. Один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой, описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Данный метод можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно для того, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Кроме того, в этом номере вы узнаете об инновационных формах и методах работы социального педагога, учителя технологии, руководителя Комплексного краеведческого музея «Закаменская слобода» средней общеобразовательной школы № 52 Октябрьского района г. Новосибирска Валентины Петровны Калининой, познакомившись с материалом «Музей как средство социализации подростка», предоставленным методистом высшей квалификационной категории отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска Натальей Николаевной Букаревой. Одной из наиболее интересных методических разработок Валентины Петровны, которые можно использовать при проведении мероприятий по социализации подростков группы риска, является мастер-класс «Музейный час» по теме «Моя семья».

Арт-терапия как способ развития личности

В современном мире всё чаще наблюдается тенденция к увеличению количества неполных семей. Как можно охарактеризовать особенности детей, воспитывающихся в такой среде?

Ольга Александровна: – К сожалению, это так. Таких семей с каждым днём становится всё больше. Как известно, дети из неполных и гармоничных семей развиваются по одним и тем же биологическим и психологическим законам. Но в различных условиях… Ребёнок, воспитывающийся в полной гармоничной семье, оптимально удовлетворяет свои потребности: у него развиваются природные способности, потенции, независимость, формируются положительные эмоциональные установки к окружению, которые располагают к процессам сотрудничества, творчества. Он имеет образцы поведения отца и матери для построения межличностных отношений.

В то время как формирование личности ребёнка, живущего в неполной семье, по мнению исследователей данной проблемы (И.В. Борисовой, В.В. Лебединского, М.В. Целуйко, А.С. Спиваковской и др.), нередко проходит под влиянием негативных эмоций: неуверенности, глубоких эмоциональных переживаний (связанных с разводом родителей или смертью одного из них), тревожности и др. Дети из неполных семей в большей степени склонны к низкой самооценке, часто имеют заниженный уровень притязаний, лишены полноценного общения с близкими, у них нарушена идентификация, что формирует различные защитные стратегии самосознания и деформирует личность. Процесс воспитания в подобных семьях осуществляется в трудных условиях, поэтому их следует относить к «группе риска» и оказывать им своевременную психологическую помощь.

Какую роль, по Вашему мнению, играет дополнительное образование в коррекции имеющихся отклонений?

О.А.: – Дополнительное образование обладает особыми возможностями для развития личности ребёнка, для профилактики и коррекции имеющихся отклонений. Оно выполняет психолого-терапевтическую функцию, т.к. комфортный микроклимат, творческая деятельность, диалоговые взаимоотношения между педагогами и воспитанниками благоприятно влияют на психологическое состояние ребёнка.

Какие формы и методы работы Вы используете?

О.А.: – В настоящее время широко используются групповые формы работы, поскольку группа является микросоциумом и позволяет развивать ценные социальные навыки, осваивать новые роли, проявлять латентные качества личности, наблюдать за процессом взаимодействия с окружающими и анализировать его. Кроме того, работа в группе обучает конструктивному взаимодействию, развивает коммуникативные умения, повышает адаптационные качества, социализацию.

Наши занятия с ребятами проходят с использованием различных терапевтических методов, направленных, прежде всего, на оказание поддержки и помощи ребёнку, на развитие возможности познать себя, на самореализацию и заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье. Различают арт-терапию, игротерапию, сказкотерапию, танцетерапию, цветотерапию, песочную терапию, музыкальную терапию, имаготерапию (игры с образами), куклотерапию и др.

На мой взгляд, это естественные и бережные методы развития личности посредством творческой деятельности, наилучшим образом гармонизирующие и повышающие эмоциональную стабильность, стрессоустойчивость, обеспечивающие профилактику и коррекцию возможных психологических проблем.

Расскажите об особенностях одного из перечисленных методов, о целях, которые достигаются в результате его применения.

О.А.: – Мне бы хотелось немного рассказать о методе арт-терапии, который по-другому можно назвать терапией искусством, апеллирующей к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. Это естественный и бережный метод развития души через творчество, активно развивающийся с 1940 года как комплекс психотерапевтических методик. Не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсен и используется почти во всех направлениях психологии, педагогики, социологии, а также в бизнесе.

Направления арт-терапии соответствуют видам искусства, а разнообразие техник почти не ограничено. Ребёнок может выразить свои эмоции и чувства с помощью рисунка, телесных импровизаций, театральных и литературных постановок, лепки, этюдов и т.д. Впервые мыслитель 18 века Жан-Жак Руссо заметил, что для того, чтобы понять ребёнка, надо понаблюдать за процессом его игры. В процессе игры он выражает свои переживания, то есть происходит «самотерапия». С помощью игры маленький человек воспроизводит конфликтные ситуации, страхи, тревогу, и таким образом избавляется от них. Происходит выражение эмоций и чувств, связанных с переживанием своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; и, как следствие – повышение адаптивности (гибкости) в постоянно меняющемся мире.

На базе нашего учреждения в сентябре 2008 года с целью оказания помощи и поддержки детям и родителям из неполных семей была создана арт-мастерская, в которой 1 раз в неделю проводятся комплексные занятия с использованием метода арт-терапии, рассчитанные на 1,5-2 часа, включая перерыв.

Назовите, пожалуйста, основные направления деятельности в арт-мастерской.

О.А.: – Мы выбрали три основных направления работы: изостудия, психогимнастика (работа в тренинговых группах), кукольный театр. Можно выделить такие виды занятий: арт-мастерская в работе с детьми из неполных семей; психологическая подготовка детей к школе в арт-мастерской; тренинговые программы или уроки психологического здоровья.

Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, в котором он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Это не только обучение рисованию, но и организация диалога с собой.

Упражнения по психогимнастике направлены на уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы, выработку умения выражать свои чувства, мысли, желания.

Кукольный театр – ещё одна форма развития и гармонизации личности ребёнка, сопровождающаяся использованием пальчиковых кукол. Занятия проводятся под руководством одной из актрис Новосибирского областного театра кукол. Техника включает работу с голосом, знакомство с основами публичных выступлений, получение актёрских навыков, разыгрывание и просмотр сценок, импровизации.

В завершении работы арт-мастерской предполагается постановка спектакля для родителей. Таким образом, творческая деятельность здесь используется как психологическая помощь, которая стимулирует развитие способностей детей.

Проводятся ли отдельные занятия для родителей?

О.А.: – Да. Для них организован клуб «Любящие родители», в котором проводятся индивидуальные и групповые консультации по проблемам детско-родительских отношений. Комплексная работа, сопровождающаяся использованием всего арсенала педагогических и терапевтических методов и средств, способствует установлению диалоговых отношений, повышению собственной значимости, активизирует общение с внешним миром, гармонизирует личность ребёнка и детско-родительские отношения в целом.

Одним из терапевтических методов, используемых Вами, является песочная терапия (психологическая песочница). В чём заключается его суть?

О.А.: – «Песочница» применялась нами в контексте арт-терапии на консультациях для детей и родителей. Игра с песком как процесс развития самопознания, спонтанной «самотерапии», известна с древних времён. Песок для детей, как известно, является природным материалом, общение с которым необходимо. Играя с песком и небольшими предметами, ребёнок входит в диалог с окружающим миром, познаёт себя, самоисцеляется. Данный метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной композиций (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей её смысл). Одинаково успешно применяется в работе как со взрослыми, так и с детьми. Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах.

По-моему, психологическая песочница – это особая СРЕДА. Здесь становятся явными мечты, здесь можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий её разрешения, здесь создаётся Новая Реальность, в которой ВСЁ подвластно создателю – человеку, сделавшему картину из песка и миниатюрных фигурок. Причём для работы в песочнице необязательно носить в себе некие психологические проблемы. Мы развиваемся, мы меняемся, и хотелось бы, чтобы наше сознание принимало активное участие в этих процессах.

Беседу вела Марина Секисова



Тренинговое занятие «Уверенное поведение и спортивное мастерство»
Автор: Ольга Александровна Лезникова
Статья понравилась: 35

Программа тренинговых занятий или уроков психологического здоровья с детьми младшего школьного возраста, обучающихся в центре «Мечта» основам игры в настольный теннис, в шахматы, технике биатлона, рукопашного боя, направлена на активизацию мотивации занятий спортом, раскрытие личного потенциала спортсмена, снятие тревожности при выступлении на соревнованиях.

(1973 просмотров)
Арт-терапия в работе социального педагога
Автор: Ольга Александровна Лезникова
Статья понравилась: 14

Программа рассчитана на 36 занятий в арт-мастерской и разбита по тематическим блокам (10 блоков), в каждом из которых 4 занятия, объединённых общей темой. Мы познакомим вас с четырьмя блоками.

(1867 просмотров)
Музей как средство социализации подростка
Автор: Наталья Николаевна Букарева
Статья понравилась: 50

В условиях общекультурного кризиса вопрос воспитания культурной социально ориентированной личности, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется достаточно важным.

(1988 просмотров)
Мастер-класс «Музейный час» по теме «Моя семья»
Автор: Валентина Петровна Калинина
Статья понравилась: 26

Цель: сформировать у учеников ценность семейного очага.

(2112 просмотров)