Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(2) Ольга Александровна Лезникова,
социальный педагог
МОУДОД «Культурно-спортивного центра «Мечта»
Ленинского района г. Новосибирска,
руководитель проекта «Арт-мастерская»

Тренинговое занятие «Уверенное поведение и спортивное мастерство»

Программа тренинговых занятий или уроков психологического здоровья с детьми младшего школьного возраста, обучающихся в центре «Мечта» основам игры в настольный теннис, в шахматы, технике биатлона, рукопашного боя, направлена на активизацию мотивации занятий спортом, раскрытие личного потенциала спортсмена, снятие тревожности при выступлении на соревнованиях. Уроки проходят в форме группового тренинга.

«Тренинг» от анлийского слова «обучать, учить». Это специальный тренировочный режим, тренировка, процесс получения умений, навыков в какой-либо области посредством выполнения в определённом порядке заданий, действий, упражнений, игр, этюдов.

Схема проведения тренинга

  1. Знакомство. Обсуждение правил.
  2. Разминочные упражнения.
  3. Основная часть.
  4. Заключение. Подведение итогов.

Программа тренинга «Методы психической регуляции»

1 блок. «Твоё уверенное поведение».

Самооценка.

А) Понятие самооценки, её виды.

Б) Уверенность, успешность, тревожность, внимание, активность, лидерство, самореализация и самооценка.

В) Формирование адекватной самооценки. Диагностика (проективные методики, тестирование). Ролевые игры, упражнения.

2 блок. «Управление психологическим состоянием на соревнованиях».

Эмоциональная нестабильность.

А) Страхи и тревожность. Состояние тревожности и её проявления.

Б) Оценка уровня тревожности. Тревожность и выступления спортсменов в соревнованиях.

В) Методы саморегуляции по снятию тревожности (самоконтроль, снятие мышечного напряжения).

3 блок. «Повышение внутренних резервов».

Освоение методов саморегуляции: аутогенная тренировка, методы релаксации.

Цель: формирование навыков уверенного поведения в спортивной жизни.

1 блок. «Твоё уверенное поведение».

Ведущий: «Готовность к соревнованиям не является врождённым качеством, а развивается по мере накопления личного спортивного опыта, если спортсмен умеет анализировать или психологические аспекты приобретаются на тренинговых занятиях.

Тема нашего тренинга определяет развитие или формирование навыков спортивного мастерства, где одними из составляющих являются психологические аспекты подготовки к соревнованиям.

1. Знакомство.

Упражнения.

Цель: знакомство, снятие напряжения, взаимная эмпатия.

Нарисовать себя. Можно растением, можно животным, можно по аналогии с прогнозом погоды: состояние «сейчас», своё настроение т.п. Мини-презентация себя (как меня зовут, кто я, какой я…)

Принять позу, соответствующую настроению и рассказать о себе.

Обсуждение правил.

Ведущий: Чего будем избегать? Слово «нельзя» будем заменять фразой «можно рассчитывать на…». «Нельзя перебивать» меняем на «можно рассчитывать на то, что тебя выслушают, поймут, примут, окажут поддержку». Например, можно поделиться, и тебя услышат; можно рассчитывать на то, что все придут вовремя; можно рассчитывать на то, что всё, что происходит на тренинге, в кругу, останется между нами.

Ведущий обобщает для участников основные принципы работы в тренинге.

Правила работы в группе:

– внимательно слушать каждого, не перебивая;

– создавать доверительный климат общения (конфиденциальность, искренность, определение сильных сторон личности, правило обратной связи);

– общаться по принципу «здесь и теперь»;

– уважать себя и других (время прихода).

Упражнение на групповое сплочение и снятие напряжения.

Разминочные упражнения. Участники встают в шеренгу. Между каждым участником зажимается мяч. Темп игры варьируется ведущим: сначала надо пройти шагом, затем, присев, гусиным шагом и по возможности не уронить мяч, потом пробежаться (темп меняется, ускоряется).

Основная часть. Беседа ведущего на тему «самооценка».

Самооценка – это восприятие человеком самого себя, своих качеств, внешности, способностей. Самооценка может быть адекватной, когда человек реально воспринимает себя, свои способности и возможности. Завышенная самооценка выражается в том, что человек переоценивает свои способности, считает себя лучше и способнее всех. Если человек себя недооценивает, считает себя хуже остальных, то здесь речь идет о заниженной самооценке. И он будет чувствовать себя неуверенно, ему будет сложно общаться. В то же время сниженная самооценка может проявляться в показном стремлении управлять другими, такие люди могут вести себя развязно, нагло и т. д. Но это не будет говорить о настоящей уверенности в себе.

Ведущий: Как вы думаете, как отличить уверенного в себе человека от неуверенного (мимика, жесты, поведение)?

Участники делятся на 2 команды, каждая из которых расписывает признаки: 1 группа – признаки неуверенного поведения, 2 группа – признаки уверенного поведения. Затем из группы выбирается человек, который демонстрирует поведение (уверенное и неуверенное). Участникам предлагается проиграть следующую ситуацию и отразить в игре признаки уверенного поведения.

Как вы дадите понять своему сопернику по игре, что вы уверены, подготовлены, что вы обладаете мастерством?

В игре кто-то берет роль соперника, кто-то – роль тренера, кто-то – роль зрителей.

Это упражнение также выполняется 2 подгруппами.

Затем участники делятся своими чувствами:

  1. Какие эмоции испытывали в процессе выполнения упражнения?
  2. Было ли выполнение упражнения трудным? Если да, то из-за чего? Что мешало?
  3. Что показалось легким? Что помогло тебе?

Упражнения на саморефлексию, самоотношение «Волшебная рука». Обводим свою руку и на каждом пальце пишем своё отрицательное или положительное качество, которое, по вашему мнению, больше всего характеризует вас. На ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Обсуждаем.

«Хорошо или плохо». Выбираем качество и обсуждаем его. Высказываем мнения. При этом 1 участник начинает со слов: «Хорошо быть (называет выбранное качество), потому что…». Следующий участник начинает со слов «плохо быть (это же качество) потому что» и т.д. по кругу. Попеременно. Например, «хорошо быть неряшливым, неаккуратным, потому что можно бросать свои вещи, где попало…», «плохо быть неряшливым, т.к. долго приходится искать вещи, девочки не будут любить» и т.д. Каждый участник выступает в роли и положительного, и отрицательного героев.

Ведущий: Обсуждаем дуализм мира. Любовь к себе. Самооценка. Критичность. Саморефлексия. Общий итог качеств на ладошке? Чего больше? К чему склонен? Положительное или отрицательное в себе? Легко ли было говорить о себе, о своих качествах характера, что было проще, что труднее?

«Слепой и поводырь». Участники распределяются по парам. Одному из участников завязывают глаза, другой его ведёт. Потом меняются ролями.

Обсуждение.

Ведущий: Доверие к миру и самооценка. Базовое доверие к миру. Есть или нет? Как ты чувствовал себя, когда был слепым? Когда тебе было проще? Устраивал ли тебя поводырь, было ли у тебя доверие к нему? Когда тебе было лучше? Когда ты вёл или когда тебя вели? Что ты делал, чтобы вызвать или укрепить доверие к себе? Важно ли тебе это?

Подведение итогов. Резюме.

Завершение.

Ведущий: Берём лист бумаги и рисуем своё настроение. Что изменилось? С чем уходите? Что поняли? Что было нового? О чём задумались? Что взяли с собой? Что бы хотели обсудить?

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ведущий: Мы сегодня хорошо поработали. Мы подумали на темы: Кто я? Какой я? Какие мои качества и что из этого следует? Чем отличаюсь я как личность от своих поступков, которые бывают разные? Доверчив я или недоверчив и почему?

Ведущий: Теперь я подхожу к одному из участников круга и тихо аплодирую ему за участие, за познание себя, и к следующему мы уже подходим вдвоём с ним, и наши аплодисменты ему звучат громче и т. д. И уже последнему мы аплодируем все.

Домашнее задание.

Ведущий: Понаблюдайте за собой и за окружающими с применением тех знаний, которые вы получили сегодня.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 35)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела