Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(2) Ольга Александровна Лезникова,
социальный педагог
МОУДОД «Культурно-спортивного центра «Мечта»
Ленинского района г. Новосибирска,
руководитель проекта «Арт-мастерская»

Арт-терапия в работе социального педагога

Программа рассчитана на 36 занятий в арт-мастерской и разбита по тематическим блокам (10 блоков), в каждом из которых 4 занятия, объединённых общей темой. Мы познакомим вас с четырьмя блоками.

Блок 1. Развитие коммуникативных навыков или навыков общения.

  1. Вводное занятие. Адаптация к группе. Объяснение значения понятия «общение». Знакомство с видами, способами общения.
  2. Овладение приёмами, моделями коммуникативной деятельности.
  3. Общение в конфликтной ситуации, способы выхода из конфликта.
  4. Оптимизация эмпатийного межличностного общения.

Программа рассчитана на оптимизацию межличностного общения, адаптацию в коллективе, умения выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Используются не врождённые, а приобретённые механизмы взаимодействия (эффективной коммуникации).

Дети учатся устанавливать контакты друг с другом, развивают умения взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои побуждения, выбирать партнёра по игре или деятельности. Мы считаем, что процессы адаптации и социализации ребёнка в школе протекают более успешно, если ребёнок владеет определённым уровнем общения со сверстниками. На наш взгляд, решение этой проблемы возможно посредством формирования коммуникативных навыков.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения) («Я хочу»);

2. Умение организовать общение, включающее способности слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации (уровень овладения коммуникативными навыками) («Я умею»);

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками).

Коммуникативная сторона общения рассматривается как процесс обмена информацией между партнёрами («Я знаю»). Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Занятия по этому блоку позволяют преодолеть барьеры в общении; развить лучшее понимание себя и других; снять психическое напряжение; создают возможность для самовыражения.

Блок 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  1. Знакомство с эмоциями и чувствами. Развитие внимания ребёнка к себе, к своим чувствам, переживаниям.
  2. Распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои чувства. Обучение детей узнаванию эмоций по внешним сигналам.
  3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
  4. Формирование чувства общности, понимания особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Для детей важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют виды чувств, что с их помощью можно выразить, как ими можно делиться. На занятиях ребёнок узнаёт, что органы чувств дают сигналы, которые сообщают об изменениях, происходящих в окружающей среде и в его организме, посредством ощущений. Наша поза и ритм дыхания отражают то, что мы чувствуем. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выражать определённые эмоции, настроения: обиду, хитрость, спокойствие, слабость, горе, злость, гнев, радость, стыд, гордость, испуг, расстройство, одиночество, любовь, симпатию, ревность, зависть, удовольствие и др.

Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на процесс развития личности ребёнка. Поэтому этюды и игры на появление и выражение эмоции радости включены в содержание каждого занятия. Кроме того, на каждом занятии проводятся беседы, этюды и игры разной подвижности, уроки рисования. Выражение эмоций способствуют осознанию способов их адекватного поведения. Ребёнок учится выражать свои эмоции. Развив в себе такую способность, он одновременно осваивает и адекватные способы привлечения внимания к себе. Например, вместо того, чтобы кричать и плакать, выражая своё горе или свою проблему, пусть даже небольшую, он может показать эту эмоцию с помощью мимики или жестов, при этом достигается цель привлечения к себе внимания, снижаются эмоциональные реакции ребёнка.

Блок 3. Формирование адекватной самооценки.

  1. Объяснение значения понятия «самооценка» и её видов. Самодиагностика.
  2. Формирование адекватной самооценки. Определение самооценки и уровня притязаний («Какой я»).
  3. Самопринятие. Правила любви к себе. Уверенное поведение.
  4. Развитие позитивных ресурсов.

По мере развития дети учатся понимать себя, своё «Я», давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент «Я» называется САМООЦЕНКОЙ, которая является ядром самосознания, также как и связанный с ней уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей в достижении целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние бывают завышенными и заниженными. Разумеется, оптимальный вариант – адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что всё в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности.

Самооценка и уровень притязаний ребёнка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом. Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Ребята с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Доказано, например, что трудности многих неуспевающих учеников являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособной к учёбе личности.

В процессе общения ребёнок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ему о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, он убеждается в своей компетентности и наличии достоинств.

Блок 4. Развитие воображения, способности к подражанию, внимания.

  1. Работа с воображением. Создание новых образов.
  2. Развитие воображения и фантазии.
  3. Формирование способности к подражанию.
  4. Понятие и виды внимания. Обучение развитию внимания.

Воображение тесно связано с эмоциями. Эмоции и чувства в жизни ребёнка нераздельны. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого сводится к тому, что богатая эмоциональная жизнь ребёнка стимулирует воображение. Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как воображение, подражание, внимание. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребёнка в возрасте от 5 до 12 лет.

Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. В процессе восприятия ребёнок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребёнка мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Таким образом, мы рассмотрели 4 из 10 блоков, иллюстрирующих работу арт-мастерской. В соответствии с тематикой блока подбираются упражнения, игры, этюды, сценки и творческие задания с использованием красок, глины, пластилина и т.д.

Представляем вашему вниманию фрагмент занятия на развитие конструктивного общения, которое проводится в тренинговой группе.

Упражнение «Комплимент».

Ведущий: «Доброжелательное, эмпатийное общение – это искусство. И сейчас мы будем изучать его законы и тренироваться. Итак, умение видеть и говорить о положительных качествах любого человека – это очень важное умение, это необходимое условие приятного общения. Давайте проверим, насколько мы умеем быть доброжелательными друг к другу, видеть и говорить об этом. Дети садятся парами, внимательно смотрят друг на друга. Начинает тот, кто готов сказать приятные слова другому. Высказывание внимательно слушаем. Тот, кому делают комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а, как максимум, сказать что-то приятное в ответ».

Упражнение «Невербальное общение».

Ведущий: «Давайте представим, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает того языка, на котором говорите вы, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ему пообщаться. Покажите свою комнату, игрушки, пригласите пообедать. И всё это нужно сделать без слов».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела