Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Ведущая рубрики
Все статьи автора(7) Наталья Николаевна Букарева,

руководитель отдела музеев

МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта

«Виктория» г. Новосибирска

Музей как средство социализации подростка

В условиях общекультурного кризиса вопрос воспитания культурной социально ориентированной личности, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется достаточно важным. Сегодня, бесспорно, воспитательная работа с подростками в образовательных учреждениях поднялась на высокий уровень. И в этой работе активное участие принимают школьные музеи, способствующие культурному развитию и социализации личности.

В деятельности школьных музеев за последние годы происходят изменения, которые связаны с их активной социальной позицией. Школьный музей, в силу своей специфики, обладает значительными потенциальными возможностями. Его социальные функции вместе с документированием и экспонированием включают в себя культурно-просветительскую, образовательную, научно-поисковую работы. Все это очень важно для воспитания и социализации подрастающего поколения.

В школьный музей приходят разные категории слушателей: это и школьники, и воспитанники детского сада, и родители, и ветераны, и учителя… И в этой связи музей становится важнейшим институтом социализации детей и подростков. Чтобы обосновать вышесказанное, хочу привести примеры из работы некоторых музеев образовательных учреждений, которые обращают пристальное внимание на развитие личности и социализацию подростков.

В средней общеобразовательной школе № 52 г. Новосибирска музей «Закаменская слобода» открылся совсем недавно. Это молодой музей, возраст которого еще не достиг и года. Но руководитель музея – Валентина Петровна Калинина – смогла создать актив из таких ребят, у которых было много проблем с учебой, поведением и др. И как же изменились за этот год девчонки и мальчишки! Они собирают и систематизируют материалы о выпускниках, берут у них интервью. Ребята чувствуют свою значимость.

А начинается все с малого. Знакомство с музеем начинается с «Музейного часа», который проводится один раз в четверть для каждого класса. В ходе разговора поднимаются важные для ребят проблемы: к чему стремятся люди, зачем изучать историю своей семьи. Это мероприятие по времени рассчитано на один астрономический час, но растягивается на три. И заканчивается традиционным чаепитием, за которым продолжается разговор по душам. Ребята не торопятся убежать оттуда.

Катя Прохоренко, ученица 9-го класса, зайдя случайно в музей, на фотографии среди выпускников увидела своего отца. Он, будучи учеником этой школы (тогда № 114), активно участвовал в трудовых делах, организовывал субботники на микрорайоне вместе с подростками, успевал заниматься спортом. Среди жителей близлежащих домов был известен своей отзывчивостью, добросовестным отношением к различным поручениям. Катюша узнала друга своего отца, который стоял с ним рядом. С этого и началась ее работа. Она нашла выпускников, которые и сегодня живут рядом со школой, взяла у них интервью, оформила воспоминания в виде альбома. Все учителя говорят, что сейчас девочку не узнать: она стала более серьезной, ответственной, лучше учится, изменилась ее внешность.

Вика Леонова также активно участвует в работе музея. Очень любит работать с архивами, старыми фотографиями, документами. Помогает Валентине Петровне оформлять музейную экспозицию. И светятся радостью глаза девочки, когда она смотрит на проделанную ею работу. Сейчас Вика даже не думает о пропуске уроков, стала лучше учиться. А началось все тоже с разовых поручений.

В школе уже появилась хорошая традиция – фотографироваться в музее для стенда «Ими гордится школа». И это награда не только для тех ребят, которые успешно учатся, но и для тех, кто добросовестно и творчески подходит к выполнению различного рода поручений.

И сколько таких ребят у Валентины Петровны: с трудными судьбами, сложными проблемами! А для нее эти девочки и мальчики самые лучшие. И свой актив она подбирает именно из таких детей, заполняя их досуг несложными поручениями, предупреждая тем самым правонарушения среди несовершеннолетних.

«При подготовке музея к открытию, сборе экспонатов, исторических документов, в организации и проведении встреч с бывшими выпускниками, педагогами школы наиболее активно, с большим интересом работали именно «проблемные» дети, которые и составили актив музея. Родители этих детей стали мне хорошими помощниками», – говорит Валентина Петровна. – Это направление в работе с детьми имеет большое будущее. Тем более что у него есть и другая важнейшая сторона: параллельно получают эстетическое воспитание и родители, вовлеченные в общественную жизнь школы. Устанавливаются наиболее тесные духовные контакты и общие интересы в семье, которая, как известно, является «ячейкой» общества. Интересы общества, музея и родителей здесь соединяются. Именно к этому стремится в процессе своей деятельности наш музей».

Из музея воспитанники расходятся уже под вечер: все что-то переставляют, пишут, оформляют, планируют… Мечтают создать в музее «Зеленый уголок», открыть «Чайную комнату» и угощать гостей ароматным чаем, настоянным на душистых травах. А летом поедут с руководителем заготавливать травы. Именно так планируют провести часть своих летних каникул Катя Бажина, Аня Монетова, Влад Аксенов, Илона Зубова, Оганес Маргарян.

 

Ребята мечтают, планируют, думают о будущем. А рядом с ними – человек, который их поддерживает. Администрация школы в лице директора Константина Александровича Мазина очень заинтересована в развитии молодого музея. Почти каждый день Константин Александрович заходит туда, интересуется ближайшими планами, часто присутствует на мероприятиях.

Музейные среда и атмосфера формируют общую культуру ребенка, способствуя таким образом становлению его личности, развивают и формируют соответствующие навыки межличностного общения. Исходя из этого, можно говорить о том, что школьный музей активно участвует в социализации подростков.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 50)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела