Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(4) Валентина Петровна Калинина,
социальный педагог, учитель технологии,
руководитель Комплексного краеведческого музея «Закаменская слобода»
МБОУ СОШ № 52 Октябрьского района
г. Новосибирска

Мастер-класс «Музейный час» по теме «Моя семья»

ценарий проведения конкурса-дискуссии в рамках комплекса мероприятий по социализации подростков группы риска)

Цель: сформировать у учеников ценность семейного очага.

Оформление и оборудование: плакат с лозунгом «Мой дом – моя семья», рисунки и иллюстрации по теме; столы в соответствии с количеством команд, карточки с заданиями; магнитофон с записями песен по теме.

Ход мероприятия Учитель:

Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это твоя мама, которая дала тебе жизнь.

О, вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера

В нас,подрастающих детей.

Ее, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери – такой народ –

Вздохнут,нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдет», –

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни

Взыскательно и терпеливо.

И не крикливые они

Не почитают это дивом.

А просто нипочем года

Их вере, трепетной и нежной.

Это ваши папы, которые стараются, чтобы вы не знали ни в чем нужды, и хотят видеть в вас сильные личности. Ваши братья и сестренки, которые скрашивают вашу жизнь. Ваши бабушки и дедушки, а может, и прабабушки и прадедушки. И вся ваша родня по маминой или папиной стороне, ваши родственники – это тоже ваша семья. С чего начинается любая семья?

Ученик: Со встречи двух людей.

Учитель: Верно. Встречаются два чужих человека, которые потом становятся близкими и родными. У ваших пап и мам были до этой встречи свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы – теперь ваши бабушки и дедушки. У них тоже были свои родители, братья, сестры. Существует такое понятие, как «родословная семьи». Знать свою родословную нужно обязательно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

Очень многие известные люди больше всего дорожили своей семьей и честью своей семьи. Некоторые погибали за честь своей семьи. Мы проведем первый конкурс, который называется «Семейная история». Я зачитываю вам семейную историю, а вы должны отгадать, какому известному человеку она принадлежит. Кто догадался первый, поднимает карточку красного цвета. Кто первый правильно ответит, получает три балла.

Первая история

В середине XIX века по воскресным дням на Хемстедских холмах близ Лондона, где проводили свой досуг люди среднего достатка, можно было встретить большую семью: отец – крупный мужчина с густой гривой волос над высоким светлым лбом и вьющейся иссиня-черной бородой; мать – стройная женщина с тонким, поразительной красоты лицом; дочурки – в разноцветных, подвязанных лентами шляпках. Девочки резвились, играли в «лошадок», и отец был неизменным участником их игр. Он также был чудесным рассказчиком. Сам выдумывал сказки и рассказывал их детям во время прогулки. Эти сказки делились не на главы, а на мили. Самого его родные называли «Мавром» за чер­ные волосы и страстный бурный темперамент. А еще отец был автором известного «Капитала».

(Карл Маркс)

Вторая история

Эта семья жила в небольшом южном городке на берегу Азовского моря. Глава семейства был мелким купцом и держал в городе лавку. Своих детей – троих сыновей и дочь – он воспитывал очень строго. Все дети четко понимали отцовский запрет: бегать нельзя было, потому что «сапоги побьешь»; шалить запрещается оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи, бог знает, чему научат...»

Особо доставалось среднему сыну: ему по приказанию отца надо было целые часы проводить в лавке, обслуживать покупателей.

«У меня не было детства», – вспоминал позднее известный писатель (врач).

(А.П. Чехов)

Третья история

Отец – известный детский писатель, мать – внучка художника Сурикова. Трое детей: два сына и дочь. Двое сыновей связаны с кинематографом. А зять (муж дочери) – известный писатель, автор политических детективов. Назовите эту семью.

(Семья Михалковых)

Учитель: Семья должна строиться на взаимопонимании. Кажется, что это очень просто. Но это совсем не так. Иногда, даже важно, как ваши слова понимаются, и какими словами ты что-то хочешь объяснить. На эту тему есть хорошая притча. Она называется «Король и сон».

«Одному королю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сказал королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел бросить прорицателя в темницу.

Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь». Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» – спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать».

Эта притча говорит нам о том, что нужно правильно подбирать слова. И наш следующий конкурс будет на эту тему. Каждая команда получает карточку с фразой, и нужно придумать несколько вариантов, чтобы сказать эту же фразу, но другими словами. У какой команды будет больше вариантов, та и победила. Получите задания. За каждый вариант команда получает три балла.

На выполнение задания даётся 5-7 минут, пока играет музыка. Как только музыка остановится, вы закончите выполнять задание. (Звучит музыка.)

Задания

  1. Моя семья самая замечательная.
  2. Мой дом – это мои родные.
  3. Мои желания должны не ущемлять интересов членов семьи.
  4. Хочу, чтобы моя семья была самая замечательная.
  5. Ради своей семьи я готов на многое.

Учитель: Прекрасно. Вы справились с заданием. Ребята, а с какого момента жизни у человека появляется семья?

Учитель: С самого рождения. И потом всю жизнь человек проводит в семье.

Учитель: Семья сильна любовью, уважением, семейными традициями и реликвиями. Одной из них по праву считается семейный альбом. Я знаю, что вы принесли свои фотографии. И мы проводим веселый конкурс «Угадай одноклассника на фотографии». Сейчас одна команда выкладывает фотографии, а другая пытается узнать своих товарищей, потом наоборот. (Ребята выкладывают свои фотографии раннего детства.)

Звучит музыка, ребята работают. Учитель оценивает правильные ответы. Каждый правильный ответ – 3 балла.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой, по-вашему, должна быть идеальная семья?

Ученик: Где все друг друга понимают.

Ученица: Где все друг к другу относятся с уважением, не кричат, не ругаются.

Ученик: Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.

Ученица: Где каждый старается помочь другому.

Ученик: Где родители участвуют в делах своих детей.

Ученица: Семья – это когда каждый заботится о другом.

Учитель: Правда, можно приводить множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья. Эту простую истину знали даже древние. Семье посвящено много песен и литературных произведений, притчей и пословиц. Следующий конкурс – «Добавь пословицу». Команды отвечают по очереди. Я произношу начало пословицы, а вы – ее окончание. Если команда не знает ответа, возможностью ответить пользуются её соперники. За каждый правильный ответ – 3 балла.

Пословицы

  1. Яблочко от яблони... Ответ: ... недалеко падает.
  2. Яйца курицу... Ответ: …не учат.
  3. В гостях хорошо... Ответ: ... а дома лучше.
  4. Где любовь и совет... Ответ: ... там и горя нет.
  5. Жена приласкает, а мать... Ответ: ... пожалеет.
  6. Чтобы узнать человека, надо с ним... Ответ: ... пуд соли съесть.
  7. Не красна изба углами... Ответ: ... а красна пирогами.
  8. Один с сошкой, а семеро... Ответ: ... с ложкой.

Учитель: Пословицы вы тоже неплохо знаете. Мы уже много говорили о том, что в семье важное качество – уважение.

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. Большое значение имеет имя, которое вам дали родные при рождении. Они вкладывают всю свою любовь и нежность, называя вас. А вы знаете, что обозначает ваше имя? А имя ваших родных? Если в команде каждый называет смысл своего имени, своих братьев, сестренок и родителей, то каждый участник получает 3 балла. Если нет, баллы высчитываются соответственно неназванным именам. Начинаем с первой команды. (Ребята называют, учитель подсчитывает баллы.)

Например:

Мама – Юлия – кудрявая, папа – Виктор – победитель, сестра – Маргарита – жемчужина, меня зовут Мария – любимая, желанная.

Учитель: Вы хорошо справились и с этим заданием. Нам пора заканчивать наше мероприятие. Подводим итоги. Сегодня победила команда ________.

Награждение команд.

Учитель: Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Пусть у вас она будет всегда крепкая и надежная, понимающая и добрая.

Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым, Наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие, поверьте в себя.

Совет. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как он будет реагировать на это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела