Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Елена Анатольевна Васютина,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района
г. Новосибирска

Игра как одно из основных средств физического развития детей

В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, сердце, воля.

В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души,

но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и

наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу.

К.Д. Ушинский

Игра и детство неразделимы. О влиянии игры на формирование детской души и физических сил сказано немало лестных слов. Социологи считают, что спорт и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков. Ценность игры заключается в том, что достижение цели, связанное с проявлением физических и психических усилий, доставляет ребятам чувство радости, удовлетворения, порождает желание предельно раскрыть свои способности. Особенность игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сочетаясь с трудом, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для развития детей. Детству свойственны эмоциональность, любознательность, стремление испытать свою силу, ловкость, желание фантазировать, открывать тайны. Без игры детям жить скучно и неинтересно. Ведь игру не зря называют королевой детства.

Через игру можно развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их развитию, формированию и сплочению коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Игры всегда требуют от играющих активных двигательных действий.

Подвижные игры и игровые задания помогают решать и учебно-воспитательные, и оздоровительные задачи. Особую ценность они приобретают в сочетании с занятиями легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой, спортивными играми, и, конечно, во внеклассной работе. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие возможности каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации внеклассных мероприятий, которые успешно решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Особенность этих мероприятий заключается в том, что используемые в них конкурсы, задания, загадки, авторские тексты подбираются таким образом, что они содействуют не только физическому развитию детей, но и развивают чувство патриотизма, товарищества, долга, благородства, традиций, правил здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности.

Следуя принципу, что игра связана со всеми видами деятельности человека, я вкладываю в основу всех своих внеклассных мероприятий подвижные игры. Удачно проходят спортивно-театрализованные представления по определенной теме, где происходит и интеллектуальное, и физическое, и эстетическое развитие детей. В процессе этих игр незаметно для детей происходит их саморазвитие, самовоспитание. И самое главное, что в игру ребенок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. И для меня главное – дать детям возможность проявить себя, реализовать свои возможности, познать возможность совместной деятельности. Так как это театрализованные мероприятия, в их организации помогают ученики старших классов: они с удовольствием подключаются к подготовке праздников, исполнению ролей. Подобные мероприятия – трудоёмкое дело, но, как показывает опыт, результаты можно считать положительными.

Предлагаю одно из спортивных мероприятий, сценарий которого составлен по детским книгам издательского дома «Карапуз» («Поиграем в сказку», 1997 г.).

 

«Дорогами сказок»

Цели и задачи:

1. Формирование у младших школьников творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения.

2. Развитие двигательных умений и навыков.

3. Способствование воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопонимания и коллективизма.

4. Приобщение детей к систематическим занятиям физической культурой.

5. Содействие эстетическому воспитанию учащихся.

Оформление: изображение печи, стол, стулья, деревенская лавочка, нарисованные деревья, камыши, большое изображение головы, ворота.

Инвентарь: изображение следов, поделки овощей и фруктов, нарисованные изображения ворон, укрепленные на кеглях, недорисованные изображения лешего, маркеры цветные, сделанные из картона цветы-ромашки, 2 записки с текстом, подзорная труба, 12 обручей, изображение головы великана,6 мячей, 9 кеглей.

Действующие лица:

Ведущий

Баба Яга

Внук Кузька

Ворон Григорий

Кот Васька

Леший

Стражники

Водяной

Голова Великана

Кощей Бессмертный

 

Ход мероприятия

На сцене – Баба Яга спит на лавочке, за столом сидят внук Кузька, Кот Васька и ворон Григорий.

Звучит спокойная музыка.

Ведущий: Жила-была Баба-Яга Костяная нога, как обычно в избушке на курьих ножках, в глубине старого темного леса. Жили с ней внук Кузька, ворон Григорий и кот Васька. Сколько внучат у Б.Я? Бабка спала дни и ночи напролет так, что нос в потолок врос, Кузька домовничал, ворон Григорий жил своей жизнью, и только кот Васька скучал по жирной сметане и вздрагивал время от времени от громкого храпа Бабы Яги. Такая скучная жизнь ему надоела, и решил Васька сбежать от ведьмы. Он знал, что это непросто. Здесь нужны и хитрость, и волшебство. Вот он и обратился к своим приятелям: ворону Григорию и домовому Кузьке.

Васька: Надоела мне такая жизнь, хочу сметанки и ласки, хочу, чтобы за ухом чесали. Давайте убежим от Бабы Яги, найдем дом получше.

Кузька: Могу заколдовать нас всех. Перепутаю наши следы так, что Баба Яга не сразу поймет, кто куда побежал.

Ведущий: Эта идея всем понравилась, Кузька быстренько заколдовал всю компанию, и друзья ринулись в лес, следы путать.

(На полу в разные стороны разложены сделанные из картона следы человеческих ног, следы кота, следы ворона).

Ведущий: Баба Яга почувствовала колдовскую силу сквозь сон и очнулась. Смахнув паутину с волос, выглянула в окошко.

Баба Яга: Куда же вы ушли, мои внучатки, что же вы меня одну оставили? Как же я одна-то жить буду (плачет Б.Я.)

Ведущий: Ну, перестань, бабка, плакать, слезами горю не поможешь, нужно просто вернуть твоих внучат.

Баба Яга: Нужно, нужно, но не смогу я одна это сделать, помощь мне требуется.

Ведущий: А попроси, Баба Яга, ребят, может, они тебе помогут в этом деле. Да хорошенько проси.

Баба Яга: Ребятушки, бриллиантовые вы мои, помогите старой женщине вернуть внучат. Яхонтовые, надеюсь, я на вас, а уж в долгу перед вами не останусь!

Дети: Поможем!

Баба Яга: Но перед дальней дорогой нужно собрать с собой запас еды. Помогите все это сложить в корзины.

Эстафета «Сбор овощей»: добежать до кегли, взять овощ, вернуться в команду, побеждает тот, кто быстрее принесет все овощи в корзину.

Ведущий: Не успели ворон Григорий, домовенок Кузька и кот Васька разбежаться по лесу в разные стороны, как колдовство закончилось. Ворон Григорий, услышав шаги Бабы Яги, испугался. Вот сейчас догонит его Баба Яга и побьет клюкой. Повернулся Григорий вокруг левого плеча 3 раза и превратился в 10 воронов. Все уселись на ветках дерева (поставить 20 кеглей с укрепленными на них изображениями ворона).

Ведущий: Увидала старуха воронов, замахнулась клюкой да призадумалась. В кого же кинуть?

Эстафета «Сбивание кегли» – добежать до черты, сбить кеглю. Побеждает команда, сбившая большее количество кеглей.

Ведущий: Взяла Баба Яга ворона с собой и дальше в погоню пошла. Вдруг останавливает ее Леший.

Леший: Дальше дороги нет! Черное лихо ворота поставило. А открыть их сможет только тот, кто правильно докрасит узор. Да так, как задумано!

Эстафета «Дорисовать предмет»: добежать до нарисованного изображения лешего, дорисовать недостающие детали, бегом вернуться обратно. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

Ведущий: Когда ворота были открыты, Баба Яга продолжила погоню.

Вскоре Баба Яга вышла на поляну, на которой росло видимо-невидимо ромашек (разложить на площадке ромашки).

Конкурс капитанов «Собери ромашки» – кто из капитанов команд соберет большее количество ромашек.

Ведущий: Долго ли коротко шла Баба Яга, не разбирая дороги, устала. Остановилась отдышаться на краю леса и тут заметила следы домовенка Кузьки.

Баба Яга: Ах, вот ты где спрятался, родимый Кузенька, возвращайся, родимый, ко мне. Я все прощу!

Кузька: А драться не будешь?

Баба Яга: Не буду, родимый, не буду, золотой!

Кузька: А ворона простишь?

Баба Яга: Прощу, мои яхонтовые! Возвращайтесь! Как избушка без вас останется? Пропадет ведь!

Кузька: Ну, ладно, Баба Яга, возвращаемся.

(Вышел из укрытия, обнялись с Бабой Ягой и присели на полянке).

Баба Яга: Кузенька, а ты кота Ваську не видел?

Кузька: Сбежал кот. Вот только записку оставил. Да изодралась она вся, пока я по лесу бегал.

Задание «Собрать записку» – командам даются записи, разрезанные на части. Побеждает команда, которая быстрее соберет записку. Текст записки: «Прощай, Баба Яга! Ухожу к Кощею Бессмертному. Кот Васька».

Ведущий: Заплакала Баба Яга, запричитала. Трудно будет отыскать кота Ваську, но делать нечего, нужно идти дальше, но где находится царство Кощеево? Заспорили Баба Яга с Кузькой и вороном Григорием, где оно?

Достала тогда Баба Яга трубу подзорную и стала по сторонам смотреть. Увидела царство Кощея. И видит кота Ваську, лежит он на широком подоконнике, жмурится от удовольствия, а Кикимора болотная его сметаной кормит, да по голове гладит.

Обрадовалась Баба Яга, что кот жив-здоров. Но идти дальше надо. А дорога не близкая. Впереди и болота топкие, и леса дремучие, и горы синие! И вот подходят они к болоту. А болото – сплошна трясина. Только собралась клюкой дно потрогать, тут выныривает Водяной да как закричит.

Водяной: Куда идёте, ась? Это вам не газон! А то тонут, тонут всякие... только болото захламляют!

Баба Яга: И много тонут, бриллиантовый?

Водяной: Много. Хоть пруд пруди! Вот, например, в первом омуте прошлым летом всплыло 10 утопленников, во втором этой весной столько, сколько в первом прошлым летом, а в третьем нынешнем летом столько же, сколько во втором весной! Сколько же?

Баба Яга: Ребята, помогите мне посчитать!

Задание «Чья команда быстрее сосчитает».

Водяной: Молодцы, ребята!

Баба Яга: Что ж, родимый, не хочется мне со своим скарбом экологию портить! Помоги перебраться через твоё, прямо скажем, шикарное болото! Будь столь любезен.

Водяной: Не беспокойтесь, дамочка, доставим в лучшем виде.

Эстафета «Болото»: пробежать по кочкам (обручам) до кегли, вернуться назад. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

Ведущий: Продолжают путь дальше. Путь загораживает голова Великана (изображение головы, укрепленное на большом листе картона, за ним находится ребенок). Баба Яга старается обойти её с одной стороны, с другой стороны, ничего не получается.

Баба Яга: Мосье Голова, чего это вы развалились тут на проезжей части? Пропустите нас немедленно!

Голова: Кто это посмел потревожить мой сон? Что это за мелочь пищит?

Баба Яга: Я не мелочь, я Баба Яга и прошу вас дать мне дорогу!

Голова: Дорогу? А вот отгадай 3 загадки, тогда пропущу.

Дети отгадывают загадки.

Черен – да не ворон,

Рогат – да не бык,

Шесть ног – да без копыт (жук).

Много мастеров

Срубили избу без углов (муравьи).

Одежды не шью,

А ткань всегда тку (паук).

Отгадав загадки, голова превращается в человека (ребенок выходит из-за головы).

Голова: Спасибо, спасли вы меня, сняли чары Кощея. Этот злодей, опасаясь моей силы, лишил меня тела до тех пор, пока кто-нибудь загадки не отгадает.

Баба Яга: На здоровье, родимый. Только топчись осторожней. А мне некогда болтать, дел много, Ваську спасать надо.

Ведущий: Долго ли, скоро ли дошли до ворот Кощеева царства, стоит стража, не пускает без подарка, так как День рождения у Кощея. Призадумалась Баба Яга, чтобы такого подарить Кощею?

Задание «Подарок Кощею» – командой сделать бумажный самолетик. Победитель – команда, чей самолетик дольше продержится в воздухе.

За столом сидит грустный Кощей.

Баба Яга: С днём рождения, сосед! Долгих лет жизни.

Кощей: Зачем явилась? Кто тебя приглашал, противная старуха?

Баба Яга: Да вот от ребят подарки тебе принесла. Отдает сделанные детьми бумажные самолетики.

Кощей: Спасибо вам, ребята!

Баба Яга: Да вот ещё за котиком за своим... учёным пришла.

Кощей: Отдам я тебе кота, но с условием. Ведь день рождения у меня. Порезвиться хочу.

Баба Яга: Ну ладно, ладно, Кощеюшка.

Эстафета «Прыжки на мяче». Эстафета «Мяч между ног». Эстафета «Каракатица».

Задание – совместно с Кощеем Бессмертным спеть песню «Пусть бегут неуклюже…»

Кощей: Спасибо вам, ребята, хороший день рождения у меня получился.

Баба Яга: А ведь эти ребята помогли мне до тебя добраться. Давай и им что-нибудь подарим.

Подведение итогов соревнований. Награждение.

Я предложила сценарий одного из мероприятий. В своей работе я систематически использую подвижные, сюжетно-ролевые игры. В моей методической копилке имеются разработки всевозможных мероприятий: «Лесные приключения»; « В поисках сокровищ»; «Богатырские потешки»; «Русские забавы»; «От солдата до генерала» и другие.

Привлечение школьников к организации и проведению игровых мероприятий способствует не только их физическому, но и личностному развитию. Игры могут дать радость движения, радость творческих изысканий и открытий, радость общения с людьми, природой, окружающим миром.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 819)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела