Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Ольга Васильевна Гаар,
заместитель руководителя «Академии Благородных Девиц»
МБОУ КШИ «Сибирский Кадетский Корпус»
г. Новосибирска

Организация среды межличностного общения в условиях раздельного обучения

Российская школа на протяжении многих лет существования занимается поиском новых, эффективных форм обучения, образовательных моделей. МБОУ КШИ «СКК» разрабатывает с 1992 года модель образования для мальчиков. В основу деятельности «СКК» заложены старые отечественные традиции и современные педагогические технологии. Комплекс программ военно-патриотического воспитания «Отечество», реализуемый в условиях новой концепции развития МБОУ КШИ «СКК», направлен на воспитание нравственных качеств личности, формирования идеалов своего Отечества, гражданской позиции на духовное преобразование своей Родины, ответственность за ее будущее, формирование готовности к профессиональному самоопределению. Проект «Отечество» – это интеграция урочной и внеурочной деятельности, это социальные практики, раздельное обучение и совместное воспитание юношей и девушек на основе нравственных ценностей жизни.

В комплексной программе мальчиков СКК была неоправданно отодвинута на второй план проблема формирования культуры взаимоотношения мальчиков и девочек в условиях раздельного обучения. Проблема легла в основу городского экспериментального проекта по апробации гендерных подходов в обучении и воспитании, в котором участвуют пять общеобразовательных учреждений г. Новосибирска.

Залог успешного результата – это культурное педагогическое пространство, в котором моделируются отношения и взаимоотношения мальчиков и девочек, особая атмосфера, в которой каждому находится достойное место и социально-значимое дело. Письмо одной из воспитанниц АБД Романовой Валерии «Моя школа» подтверждает эту необычную атмосферу:

«Одна из моих любимых книг – «Записки институтки» Лидии Чарской. В этой книге рассказывается о жизни девочек в Институте Благородных Девиц в царское время. От книги невозможно оторваться – жизнь в Институте Благородных Девиц совсем непохожа на нашу школу: строгие педагоги, грозная классная дама, жестокие наказания за малейшую провинность…. Судьбы девочек-институток были различны, но так необычайно интересны!

И когда я услышала, что в нашем городе есть Академия Благородных Девиц, мне очень захотелось ее увидеть. На открытом уроке я впервые встретила воспитанниц и преподавателей Академии. Вначале было разочарование – ни старинного парка, ни дворца, ни девочек, одетых в одинаковые платья и гуляющих парами. Но подкупило другое – домашняя атмосфера, искренность концертных номеров, добрые лица педагогов. На первой же беседе директор удивила меня: она рассказывала об Академии Благородных Девиц мне, а не моей маме. Я поняла, что интересна ей как человек, а не как ученица. И было что-то еще, чему не было объяснения, но я поняла одно – я хочу учиться в этой школе.

Сейчас я осознала то, что не сумела сформулировать после первого знакомства. В Академии Благородных Девиц к нам относятся как к личностям и учат так же относиться к другим людям. Здесь дают раскрыться каждому в творческом плане – для этого есть все: театр моды, французский язык, педагогическая практика, культура речи…

Поощряется любая созидательная инициатива. Поражает выдержанность педагогов. Наша классная дама добрый, отзывчивый, чуткий, справедливый человек, зачастую заменяющий нам в Академии маму.

Каждый день я жду чего-то нового, и всякий раз мои надежды оправдываются. Я люблю свою школу, педагогов, одноклассниц и желаю всем нам процветания!»

Что же представляет собой эта особая среда, которую так эмоционально описывает девочка?

Форма организации жизнедеятельности детского коллектива в Академии Благородных Девиц – «Разновозрастной дом».

Цель: создание среды.

Результат – выстроена среда, в которой формируются привычки:

– ведения дома;

– поддержания порядка в доме;

– приема гостей.

Подобная среда позволила сформировать навыки позитивного отношения к собственной личности, развивать творческую и социальную активность и способность сотрудничества с другими.

Технология «Разновозрастного дома» включает в себя:

– Создание содружества классов через созидательную деятельность внутри «дома»;

– Разработку социальных практик:

  1. Проведение чайных церемоний.

  2. Организация шефской помощи старших классов над младшими.

  3. Организация досуга детей.

  4. Распределение обязанностей по «дому».

– Создание зон развития внутри «дома»:

  1. Игровых (центр досуга, домашний кинотеатр, досуговые игры, театр импровизации).

  2. Учебных (создание условий для самоподготовки).

  3. Активного развития (организация и подготовка КТД, шефство над младшими).

  4. Самовыражения (индивидуальное творчество по оформлению «дома», развивающие маршруты в школе полного дня).

В технологии организации жизнедеятельности «Разновозрастного дома» заложены идеи самореализации личности:

– идея свободного выбора видов деятельности;

– идея коллективной творческой деятельности;

– идея культурологического подхода;

– идея свободного развития личности;

– идея творчества;

– идея рефлексивного управления.

Педагогический процесс строится как переплетение трех видов деятельности – учебной, трудовой, досуговой – что ведет к стиранию граней между школой и жизнью, учением и творчеством, игрой и работой. Такой процесс включает в себя структуры социально-педагогического взаимодействия людей и их деятельности, комплекс форм и методов совместного творчества и отношений, а также организационный механизм:

– процесс формирования ценностей;

– процесс развития личности;

– процесс воспитания;

– процесс обучения;

– рефлексивные процессы.

Идея дома породила комплекс форм и методов совместного творчества и отношений:

  1. Театр, спектакли которого пропагандировали и показывали культуру отношений.

«А. Блок и Елизавета Караваева», «Тургенев и Полина Виардо», «Принц и нищий».

  1. Клуб МЭЛС.

  2. Домашние праздники «Времена года».

  3. Традиционные мероприятия Академии Благородных Девиц: «Церемония посвящения в благородные девицы», «Церемония Звездный час», «Праздник белого цветка» и др.

Из воспоминаний Романова Валерия:

«Легкий шелест пышных юбок, сладкие звуки первых торжественных аккордов, сияние глаз, взволнованные улыбки… Все это предваряло бал, словно растворенный в воздухе, сливающийся с блеском и красотой воспитанниц.

Ежегодная церемония посвящения в благородные девицы первоклассниц прошла в праздничной и возвышенной атмосфере. Несмотря на технические заминки, сударыни смогли показать зрителям волшебство зимней сказки.

Юные сударыни, проучившись совсем немного времени в Академии Благородных Девиц, продемонстрировали удивительную грацию и изящество. Произнося священную клятву, маленькие девочки гордо представляли себя взрослыми, статными девицами, кружащимися в легком вальсе с кавалерами…»

В содержание церемоний включались идеи, которые наиболее полно раскрывали индивидуальные особенности мальчиков и девочек; обязательно демонстрировались правила этикета; каждое мероприятие представляло собой публичную практику кадет и сударынь. В ходе подготовки церемоний расширялось взаимодействие между кадетами и сударынями. Формированию мотивации к общению способствовали:

– восприятие девочек в новых условиях красоты форм;

– формирование языка светского общения;

– формирование навыков сотрудничества в проектах;

– тренинги коммуникативных отношений;

– формирование навыков самовыражения (через предмет «Технология критического мышления», «Технология рефлексивного воспитания», «Театр импровизации»);

– развитие способностей совместного творчества;

– образцы общения, поведения в условиях красоты.

Через два года работы в условиях экспериментального проекта сложилась система проектов социального взаимодействия с военно-патриотическим отделом. Это программы «Содружество», «Лидер», «Твори добро», «Я – гражданин России», «Музей», программа «Гости», «Праздник в доме», «Репортер», серия игр «Моя семья».

В настоящее время можно классифицировать систему воспитания по следующим направлениям: «Институт домашнего воспитания», «Школа культуры», «Школа красоты и здорового образа жизни», «Социальные практики с кадетами».

Спецкурсы в рамках «Института домашнего воспитания» позволяют сформировать представление о новом социальном облике воспитанниц. Практика спецкурсов и практики «разновозрастного дома» формируют навыки совместной деятельности кадет и сударынь, а принципы организации деятельности; такие как свобода самовыражения, вариативный выбор проектов, педагогика сотрудничества, – формируют мотивы к совместной деятельности.

Среди методов воспитания выделяем следующие:

  1. Метод организации воспитывающей среды.

  2. Метод организации воспитывающей деятельности.

  3. Метод организации осмысления (проведение рефлексии по результатам деятельности).

В технологии формирования отношений девочек и мальчиков используется два этапа.

Первый, и очень важный этап – формирование мотивационного компонента. На этом этапе важно создать положительные чувства и эмоции у детей, удовольствие от общения, состояние успеха. Этому способствуют и образ нового дома (школы), красота в доме, оформленном по временам года, уважение к каждому ребенку, независимо от успехов в учебе, принятие ребенка таким, каким он есть, формирование его позиции, мнения и включение его в доверительные отношения.

Второй этап – обучение детей совместной деятельности, которая обязательно включает в себя следующие направления:

– моделирование дела;

– отбор дополнительного содержания деятельности;

– технологию организации деятельности;

– реальное коллективное творческое дело;

– проведение рефлексии;

– виды общественно-полезной деятельности с коллективным творческим делом.

Уровень формирования рефлексивного общения позволяет осознать новый опыт деятельности и ценностных отношений.

Приведу пример выработанных правил взаимоотношения участников клуба МЭЛС. Главные правила организации диалогов в клубе: терпение к противоположному мнению, справедливость, доброта, отрытое изложение своих мыслей, отзывчивость, умение выслушать и принять другую точку зрения, отсутствие упреков, работа в условиях выбора, стремление к красоте во всем.

«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его обиды и страдания разделяют», – В. Сухомлинский.

Наши размышления об опыте межличностного общения в условиях разнополового обучения хочется закончить словами Ш. Амонашвили: «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы они были добрыми и возвышенными. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе, – от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 50)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела