Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Здравствуй, малыш!

МБДОУ ЦРР – детский сад № 14 «Аленка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников открылся в 1991 году на микрорайоне Родники Калининского района по адресу ул. Тюленина 1/1.

В настоящее время в детском саду функционирует 11 групп. Из них:

2 группы для детей раннего возраста;

1 группа общеразвивающего вида;

6 групп ортопедических, специализированных;

2 группы логопедические, специализированные.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность по трем направлениям:

1. оздоровительное;

2. коррекционное;

3. социально-личностное.

Основные направления воспитательно-оздоровительной работы с детьми:

– оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья, ведение диагностических карт физического развития и физических качеств, совместные обходы групп старшей медицинской сестрой, врачом, старшим воспитателем, заведующей 1 раз в неделю;

– помощь и педагогическая поддержка в период адаптации ребенка в условиях ДОУ;

– воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечение сбалансированного питания;

– формирование адекватной самооценки у детей;

– воспитание уверенности в своих силах и возможностях;

– поиск новых форм взаимодействия с родителями для решения оздоровительных задач;

– охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка, наблюдение его эмоционального состояния;

– психологическое просвещение педагогического коллектива.

Для организации работы в режиме развития были разработаны «Программа развития» (на 5 лет с 2008-2013 гг.), здоровьесберегающая программа «Здравствуй, малыш!», программа адаптации детей раннего возраста «Первые шаги».

С целью реализации программ созданы специальные условия:

– обучен медицинский персонал и педагогический коллектив;

– создана предметно-развивающая среда в группах (физкультурные уголки, ортопедические стены, речевые уголки);

– дополнительно открыты кабинеты (2 кабинета для массажа, физиокабинет, 2 зала ЛФК, 2 логопедических кабинета);

– оборудован бассейн с залом для сухого плавания, физкультурный зал;

– спроектирован стратегический план физкультурно-оздоровительной и коррекционно-профилактической работы.

За годы работы в ДОУ сложились свои традиции и своя система по проблеме здоровьесбережения воспитанников. Для оптимизации оздоровительной деятельности, используются разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционно-реабилитационной работы. Данная система заключается в организации комплексного подхода к проблеме и включает в себя:

– лекарственную терапию;

– ежедневную утреннюю гимнастику;

– физкультурные занятия с включением корригирующих и дыхательных упражнений;

– физкультурные занятия на свежем воздухе;

– спортивные праздники, физкультурный досуг;

– занятия ЛФК;

– индивидуальные занятия ЛФК в д/саду и дома;

– занятия плаванием в бассейне;

– прогулки;

– физкультурные минутки;

– физиолечение;

– цветолечение;

– массаж;

– дни здоровья;

– подвижные игры в режиме дня;

– корригирующая гимнастика;

– индивидуальные корригирующие занятия;

– закаливающие процедуры (контрастные воздушные и ножные ванны, босохождение, криомассаж стоп, «ветерок», «солевая дорожка», ножные ванны с массажем стоп);

– физпаузы;

– витаминотерапия;

– аэрофитотерапия;

– натуропатия;

– нетрадиционная медицина;

– соблюдение режима двигательной активности и ортопедического режима;

– туристические пешие и лыжные походы.

Закаливающие процедуры проводятся по методике Глазыриной Л. Д. с использованием эколого-природных факторов и опорой на принципы:

– фасцинации (очарование – развитие интереса к движению);

– синкретичности (соединение физических и духовных возможностей);

– творческой направленности (самостоятельность в создании новых движений).

Физкультурные занятия организуются в игровых формах с элементами вводной медитации, психогимнастики, спонтанного танца, элементарной йоги, релаксации. Во время проведения спортивных мероприятий решаются следующие задачи воспитательного направления:

1. формирование разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах;

2. создание условий для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение, выносливость;

3. воспитание бережного и аккуратного отношения к своей и общественной собственности;

4. осуществление борьбы с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью;

5. влияние на развитие чувства прекрасного (способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости);

6. создание условий для проявления положительных эмоций.

Двигательная активность является важным компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, поэтому в нашем детском саду мы создаём необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей, продумано размещение игрового материала в группе таким образом, чтобы оставалось свободное место для движений. В группах имеются богатые физкультурные уголки с необходимым оборудованием.

Большая коррекционная работа ведется с детьми, имеющими нарушения осанки, разработан щадящий режим дня, соблюдается ортопедический режим, занятия проводятся со сменой статических поз, в группах имеется соответствующая мебель, коррекционные стены.

Для педагогов ортопедических групп ежегодно проводятся консультации по проблеме: «Причины нарушения осанки у дошкольников и их профилактика в условиях детского сада», «Влияние двигательного режима на состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников», «Лечебная физкультура как биологический метод сознательного воздействия на свой организм, применение ее для детей с НОДА», «Здоровый позвоночник – здоровый организм» и т.п.

Мы считаем, что главная наша цель не только в осуществлении физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы, но и в воспитании у детей привычки к здоровому образу жизни, так как без воспитания привычки к здоровому образу жизни невозможно вырастить здорового ребенка. Вот поэтому мы огромное значение придаем валеологическому аспекту, который включаем в разнообразные виды детской деятельности. Так, например, на занятиях по социальному миру дети изучают темы: «Я человек», «Мое здоровье», «ОБЖ» и т.д.

Повышаем профессиональный уровень педагогов. По этому вопросу проведены консультации и семинары по темам: «Интегрированный подход к воспитанию валеологической культуры как средство формирования сознательного отношения детей к собственному здоровью», «Содержание, методы и подходы осуществления интеграции валеологического воспитания», «Создание условий для формирования психического, физического и нравственного здоровья», «Как воспитать ребенка валеологически культурным?», «Оздоровительно-развивающая педагогика». Обобщен передовой педагогический опыт по темам «Реализация индивидуального подхода к воспитанию у дошкольника валеологической культуры», «Реализация интегрированного подхода к воспитанию у дошкольника валеологической культуры». Проведены открытые мероприятия «Валеологический праздник» (неделя здоровья), игра-матрица «Дом Гномов», развивающее занятие «Когда, зачем и почему», презентация проекта «Веселые витаминчики».

В ДОУ ведутся: лыжная спортивная секция, спортивная секция по баскетболу, кружок «Туристенок».

Педагоги уже давно используют в оздоровительной работе метод проектирования. Нами успешно разработаны и реализованы проекты:

1. «Здоровый малыш» (разработчик – старший воспитатель Якубенко Людмила Тимофеевна);

2. «Плавание – крепость здоровья» (разработчик – инструктор по плаванию Григорьева Мария Викторовна);

3. «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников» (разработчик – старший воспитатель Якубенко Людмила Тимофеевна).

Обновилось содержание образовательного процесса:

– с учетом культуросообразности, гуманизации, оптимизации, его дифференциации на основе диагностик;

– апробации эффективных способов активизации педагогического процесса (устранены перегрузки, с целью укрепления здоровья детей).

Ежегодно проводим семинары-практикумы для педагогов РОО и города:

2003 год «Лечебное плавание как эффективное средство коррекции и реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата»;

2004 год «Развитие социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ»;

2005 год «Ходьба на лыжах как средство формирования правильной осанки у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата»;

2006 год «Взаимодействие с родителями – основа успешности развития и воспитания дошкольников»;

2007 год «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении».

Сотрудники дошкольного учреждения осуществляют индивидуальную работу с детьми на диагностической основе, активно взаимодействуя с семьями воспитанников. Для повышения педагогической культуры родителей мы выпускаем свою газету «Аленка» с рекомендациями по оздоровлению, воспитанию и развитию дошкольников, проводим семинары-практикумы, тренинги, консультации специалистов, совместные с родителями соревнования в зале и на спортивной площадке «Мама, папа, я – спортивная семья», соревнования в бассейне «Вместе с мамой, вместе с папой».

Самыми значимыми для родителей семинары-практикумы стали:

– семинар-практикум «Учимся говорить красиво» (Чевозерова Людмила Николаевна);

– семинар-практикум «Готовность детей к школе» (Иванишина Ольга Николаевна);

– семинар-практикум «Здоровый малыш» (врач ЛФК Анкуд Наталья Владимировна, инструктор ЛФК Торопцева Ольга Викторовна);

– семинар-практикум «Капризный ребенок» (Сарычева Ирина Владимировна).

С целью успешной реализации программ в ДОУ создан коллектив единомышленников, состоящий из высококвалифицированных педагогов, узких специалистов и медицинских работников, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень. Кроме учебы в высших учебных заведениях, курсах повышения квалификации, в дошкольном учреждении используются интерактивные методы и формы методической работы.

В детском саду работают педагоги:

Высшая категория – 30% чел.

Первая категория – 47% чел.

Вторая категория – 20% чел.

Высшее образование – 50% чел.

Средне-специальное – 50% чел.

Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. За прошедший период времени изменились условия в детском саду для детей дошкольного возраста, полностью осуществился переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагогов с воспитанниками. Результаты анкетирования воспитателей и специалистов ДОУ показали, что у 97% педагогов взаимодействие носит гуманный характер, и только у 3% преобладает авторитарный стиль взаимодействия с воспитанниками, но есть потенциал и способности к изменению характера своего взаимодействия с детьми.

Индивидуальный подход осуществляется на основе диагностики ребенка, где педагоги путем наблюдения отслеживают динамику усвоения программы и развитие способностей каждого ребенка.

В связи с этим улучшилось психофизическое здоровье дошкольников. Детей отличает коммуникативность, самостоятельность, любознательность, адекватная самооценка, активность, проявление творческих способностей.

Результатом совместной работы педагогического и медицинского персонала ДОУ по охране и укреплению здоровья детей явилось:

– снижение частоты заболеваний на одного ребенка;

– снижение пропущенных дней по болезни на одного ребенка;

– протекание заболеваний без осложнений в более легкой форме;

– повышение психоэмоционального статуса ребенка;

– улучшение и стабилизация нарушений опорно-двигательного аппарата.

Детский сад представлял свой опыт работы:

2004 год – обобщение опыта работы по теме «Осуществление комплексного подхода в оздоровительной работе с дошкольниками» было представлено на ІV районной научно-практической конференции «Здоровый дошкольник», за успешную работу награждены почетной грамотой;

2006 год – обобщение опыта работы по теме «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательную, оздоровительную и коррекционную работу с дошкольниками» представлено на Международной ярмарке УЧСИБ. Награждены дипломом и знаком «УЧСИБ – 2006» «За большой вклад в развитие муниципальной системы образования и высокую выставочную культуру»;

2008 год – обобщение опыта работы по теме «Организация работы по социально-эмоциональной адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» представлено на городской методической неделе для практических работников системы дошкольного образования в программе круглого стола «Педагог новатор».

ДОУ постоянно принимает участие в городских и районных конкурсах:

– 2003 г. в городском конкурсе «Лучший детский сад года» по Калининскому району – 1 место;

– 2005 г. в городском конкурсе «Детский сад – дом радости» – 1 место в номинации «Ранний возраст»;

– 2005 г. в городском конкурсе «Новое образование – новой России» «Программа развития дошкольного образовательного учреждения» отмечена дипломом;

– 2005 г. в городском конкурсе «Новое образование – новой России» технология «Развитие социальной компетенции ребенка в условиях детского сада» отмечена дипломом;

– 2006 г. в городском конкурсе «Образование – будущее России» проект «Коррекция моторной сферы у детей с дизартрией – как основа успешности преодоления нарушений звукопроизносительной стороны речи» в номинации «Специальное образование» – звание лауреата;

–  2007 г . в городском конкурсе «Детский сад – дом радости» на районном этапе – 1 место в номинации «Развиваемся вместе»;

–  2007 г . в городском конкурсе «Образование – будущее России» в номинации «Образование и здоровье» программа «Первые шаги» на районном этапе заняла 1 место;

– 2008 год дипломанты городского конкурса «Детский сад – 2008»;

–  2009 г . проект «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников» стал лауреатом городского конкурса «Образование – ресурс инновационного развития города».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 374)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела