Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Ведущая рубрики
Все статьи автора(6) Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Актуальное интервью со специалистом отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии города Новосибирска Еленой Тюгановой

В настоящее время необходимость популяризации здорового образа жизни, привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом признана всеми. Тем не менее, споры родителей и педагогов об уроках физкультуры не утихают. Сколько их должно быть в школе? Какие «спортивные» альтернативы можно найти? Какие виды спорта привлекают детей в нашем городе? На эти и другие вопросы ответила ведущий специалист отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии города Новосибирска Елена Тюганова.


– Елена Николаевна, какие виды спорта наиболее востребованы сегодня в нашем городе?

– Могу привести статистические данные, которые ежегодно сдают нам руководители спортивных школ: в целом, спортом в Новосибирске систематически занимаются 28 409 ребят. Наиболее популярные виды – баскетбол (3 062 человека), дзюдо (2 492), плавание (2 754). Остальными – до полутора тысяч детей. Меньше всего развиты такие виды спорта, как киоку-синкай и различные единоборства.

Есть такая расхожая фраза: «Сибиряк – значит лыжник», но лыжный спорт у нас не настолько массово развит, как хотелось бы. К примеру, по лыжной гонке занимается всего 1395 ребят. В настоящее время поставлена задача перед руководителями спортивных школ – активно развивать лыжный спорт и легкую атлетику, потому что они – основа основ любого физкультурного движения и спорта.

 

– Существующих спортивных школ достаточно Новосибирску? Всем ли доступны занятия в них?

– Главному управлению образования подведомственны 28 спортивных школ. Из них 5 специализированных – олимпийского резерва, – остальные – детско-юношеские спортивные школы. В ведомстве управления физкультуры и спорта 23 таких учреждения. Если суммировать – 51 учреждение, это достаточно большое количество. Тем более работают федерации по разным видам спорта. Они открывают свои секции на базе общеобразовательных учреждений. Что касается наших, муниципальных, учреждений, все услуги предоставляются на бесплатной основе. В законе об образовании прописано, что и дополнительное образование для детей должно быть бесплатным.

На платной основе работает только детский образовательно-оздоровительный центр «Бригантина». Там оказывают услуги детям, которые не хотят заниматься спортом, а просто хотят единовременно приходить, например, поплавать.

 

– Альтернатив, насколько я понимаю, достаточно?

– Ребенок может ходить в любую спортивную школу, независимо от ведомства ее подчинения. Все они имеют филиалы и базы в образовательных школах – это тренажерные, спортивные залы. Между директорами налажено тесное сотрудничество. Это давняя система, она складывалась на протяжении многих лет и сейчас эффективно работает.

 

– А если ребенок регулярно занимается спортом, он имеет право не посещать уроки физкультуры в школе?

– По действующим на сегодняшний момент требованиям ребенок, который получает дополнительное образование, будь то спортивная, художественная или музыкальная школа, не освобождается от основных предметов – ИЗО, музыки и физической культуры. Однако шаг навстречу ребенку может сделать руководство школы, если своим внутренним актом пропишет положение для детей, которые, допустим, являются мастерами и кандидатами в мастера спорта, и соответственно, у них и так большая физическая нагрузка в течение учебного дня. Пример есть – это школа № 29 Центрального района с углубленным изучением физической культуры. Ребенок, посещая какую-то секцию, освобождается от части уроков по своей специализации, но не полностью от уроков физкультуры.

Но если школьник, занимаясь в учреждении дополнительного образования, не проходит общую физическую подготовку – а это предусмотрено государственной программой, – то компенсирует это на уроках физкультуры.

 

– Такое решение должен принимать попечительский совет совместно с руководством школы?

– Да. Сейчас рассматриваются стандарты нового поколения. Где, как нам сказали пока предварительно, рассматривается следующий момент: у детей, получающих дополнительное образование, такая возможность появится благодаря школе полного дня. Вторая часть дня пребывания ребенка в школе будет отдана на то, чтобы он получал дополнительное образование. В таком случае учебный план для него будет в какой-то степени изменен. И, например, уроки физкультуры могут быть модифицированы, чтобы избежать перегрузки.

Пока мы этого документа не видели, но речь об этом идет. И еще один важный момент – у детей будет документ о полученном дополнительном образовании.

 

– Сколько уроков физкультуры должно быть в современной школе? Достаточно ли занятий, которые проводятся сейчас?

– Мы все помним, когда в недавнем прошлом поступило предписание ввести третий час для уроков физической культуры. Конечно, решение это, с одной стороны, правильное. Повышать физическую активность ребенка необходимо, это улучшает общее физическое состояние, укрепляет здоровье. Но, с другой стороны, к сожалению, не все наши школы в состоянии осуществить это на практике из-за отсутствия достаточного количества спортивных залов или каких-либо других оборудованных помещений, в которых можно эти уроки проводить. Поэтому общеобразовательные учреждения используют третий час полностью или частично в зависимости от того, как скомплектован учебный план. В некоторых школах традиционный урок физической культуры заменен на уроки ритмики, плавания – исходя из того, какими возможностями располагает школа.

Конечно, все понимают, что двигательную активность школьников нужно повышать, даже есть предложения увеличить число уроков физической культуры до пяти часов в неделю – но это пока не реально.

 

– Современный учитель физкультуры – какой он? Каков его возраст, образование, квалификация?

– В январе 2009 года Главным управлением образования была проведена проверка организации работы спортивных залов, их занятости и эффективности использования. В том числе и кадрового резерва учителей физической культуры. Было проверено 62 образовательных учреждения. В них работают 125 учителей физической культуры, 50 из которых женщины. Среди педагогов 2 Заслуженных работника физической культуры, Заслуженный тренер РФ, Отличник физической культуры, 2 почетных работника образования, 8 мастеров спорта. 71 % имеют высшее образование. Среди работающих учителей 34% – высшей квалификационной категории, первой – 33%. Из 125 педагогов высшее образование у 89 человек – это, конечно, невысокий показатель. Но сегодня многие из тех, кто имеет среднее специальное образование, являются студентами высших учебных заведений. Нежелательный случай – когда человек, не имея специальной образовательной подготовки, эту деятельность осуществляет. Таких случаев не должно быть. В ходе проверки один такой случай был выявлен. Руководителю образовательного учреждения рекомендовали либо направить учителя на переподготовку либо заменить его.

Мы также анализировали нагрузку учителей. В среднем она составляет 22-24 часа, но амплитуда большая – от 18 до 40 с лишним часов. Когда у человека более сорока часов, это затрудняет его деятельность, потому что урок физкультуры – специфический урок. Нужно двигаться, громко говорить, во время лыжной подготовки учитель долго находится на улице. Это накладывает свой отпечаток, в том числе и, к сожалению, на здоровье самого учителя физкультуры. Средний стаж работы учителей физкультуры – 19 лет. Среди 125 человек было только 14 молодых специалистов.

Во многих школах развитие физического воспитания – заслуга директора и того человека, на которого он в этом вопросе может опереться, – учителя физкультуры. Такие педагоги у нас есть и их немало. Допустим, кафедра физической культуры работает на базе гимназии № 10 Железнодорожного района. Ее возглавляет Яков Романович Розенфельд, заслуженный тренер РФ. Он поддерживает своих коллег и ребят, активно развивает и пропагандирует занятия легкой атлетикой. Есть у нас замечательный руководитель методического объединения учителей физической культуры города Анатолий Лаврентьевич Подоляк. Он является бессменным главным судьей практически всех соревнований, вдохновителем спартакиады школьников. Это человек, на которого можно положиться, и ты знаешь, что он сделает все очень хорошо. Он учитель в школе № 11, и у его учеников физкультура – один из самых любимых предметов. Прекрасные мастера своего дела – учителя физической культуры гимназии № 7 Лобастов и Смирнов. Можно перечислять еще и еще. Такие учителя есть, дети их любят и ценят. У этих педагогов в залах всегда чисто, опрятно, много инвентаря – они находят и силы, и возможности приобщать ребят к занятиям физической культурой и спортом. А от личности учителя зависит очень многое, как и от личности тренера – потому что своим примером, любовью к своему делу он может зажечь ребенка.

Для учителя физкультуры особенно важен индивидуальный подход к каждому ребенку. По медицинским показаниям ученики разделяются на группы, и, с одной стороны, необходимо, чтобы ребенок, относящийся к специальной медицинской группе, был под особым контролем, но в то же самое время не чувствовал себя закомплексованным. Это требует большого мастерства и вдумчивого подхода к детям.

Одаренным же в спорте ребятам нужно рекомендовать заниматься, разговаривать с родителями: «из вашего ребенка выйдет хороший пловец или прекрасный бегун». Вовремя это увидеть, подсказать самому ребенку и родителям – это тоже задача учителя физкультуры.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 284)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)