Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Татьяна Дмитриевна Мелентьева,
педагог дополнительного образования
Дома детского творчества им. В. Дубинина
г. Новосибирска

Педагогическое сотворчество на занятиях Центра спортивно-оздоровительной аэробики «Диана» Дома детского творчества им. В. Дубинина

В Доме детского творчества им. В. Дубинина вот уже более 15 лет существует уникальный коллектив – Центр спортивно-оздоровительной аэробики «Диана». В центре занимаются дети от 6 до 17 лет, которые попадают в него без предварительного отбора. Спортивная аэробика предполагает подготовку и участие в спортивных соревнованиях. Оздоровительная аэробика служит цели сохранения потенциала здоровья детей. Таким образом, центр спортивно-оздоровительной аэробики – это особая форма организации детского творческого объединения, где решается комплекс обучающих, оздоровительных и воспитательных задач.

Аэробика, целенаправленно организуемая в условиях дополнительного образования, приобретает качества учебно-образовательного процесса. Для дополнительного образования детей аэробика – уникальное направление творческой деятельности, располагающее огромными воспитательными ресурсами:

– наличие в аэробике двух равнозначных видов: спортивной и оздоровительной – обеспечивает детям возможность заниматься практически безо всяких ограничений (как возрастных, так и физиологических);

– вариативный характер выступлений (соло, двойка, трио, команда, целый коллектив) способствуют тому, что каждый ребенок может себя проявить;

– простор для творчества в аэробике огромен, так как этот вид спорта продолжает развиваться, появляются новые элементы, используются движения различных танцев. Поэтому дети имеют прекрасные возможности развивать свои творческие способности в процессе тренировочных занятий.

На занятиях по аэробике используются как общепедагогические, так и специфические методы. Среди них – метод коллективного педагогического сотворчества, сущность которого состоит в том, что активное одностороннее действие педагога на учащихся, принятое в авторитарной педагогике, замещается педагогическим воздействием, которое подразумевает совместную творческую деятельность педагогов и учащихся. Основными параметрами педагогического взаимодействия являются: взаимоотношение, взаимоприятие, взаимоподдержка, доверие и т.д.

В условиях деятельности детского творческого объединения спортивно-оздоровительной направленности возможно сконструировать и реализовать целую систему разноуровневых связей и взаимоотношений. Для ее реализации, конечно, необходимо учитывать:

– возраст учащихся;

– уровень их обученности;

– четкую направленность процесса обучения на запланированный результат – формирование навыков педагогического сотворчества у воспитанников.

А результатом последовательного применения метода педагогического сотворчества на занятиях спортивно-оздоровительной аэробикой является:

– открытость в педагогическом общении; обучение на доверии; иллюстративность;

– умение логически грамотно выстраивать педагогически обучающий диалог;

– детская самостоятельность, умение принимать ответственное решение;

– креативность, умение творчески преодолевать сложные учебные задачи.

Качество решения воспитательных и образовательных задач повышается, если интенсивно использовать метод педагогического сотворчества – систему способов активного вовлечения детей в решение образовательно-воспитательных задач.

Способность и желание растущего ребенка передавать свой опыт другим детям крайне важны в современных условиях. Но этой проблеме не уделяется должного внимания ни в школе, ни в семье. Теория и технология обучения навыкам педагогического сотворчества детей различных возрастных групп также не разработаны. Особенно идея педагогического сотворчества важна для системы дополнительного образования, где есть реальный простор для многогранного творчества.

В рамках центра спортивно-оздоровительной аэробики технологию можно осуществить как элемент целостной системы работы педагога. В рамках такой системы решаются все необходимые для системы дополнительного образования задачи. Результат обучения зависит не только от действий педагога, но и от сознательности, активности ребенка в обучении. Поэтому взаимообучение – вполне конкретное следствие интенсивного применения метода педагогического сотворчества.

В зависимости от этапов обучения можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:

1. Модель с активизацией творческого взаимодействия в системе педагог-ребенок. Педагог выступает здесь в роли организатора совместной детской деятельности, регулирует взаимоотношения, предлагает учебные задачи для совместного творчества.

2. Модель с доминирующими межличностными взаимоотношениями между детьми. Педагог переходит на позицию почти равноправного участника совместной творческо-поисковой деятельности детей. Партнерская (сотрудническая) позиция позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения учебно-творческих задач. На фоне этого особо содержательно значимым становится теперь уже межвозрастное общение.

3. Модель, оптимально реализующая возможности метода педагогического сотворчества. Педагог преимущественно занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность для детского самоуправления, он помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству. Доминирующим становится взаимообмен опытом познавательно-творческой деятельности детей между собой. Метод приобретает действительно педагогические характеристики, то есть дети осознанно передают друг другу свои знания и опыт и совместно решают общие задачи.

Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию метода педагогического сотворчества на занятиях Центра спортивно-оздоровительной аэробики, являются:

  1. Доверие и взаимоуважение.
  2. Открытая критика, соотнесенная с общезначимыми целями.
  3. Доброжелательность. Эмоционально положительная атмосфера на занятиях и вне их.
  4. Индивидуальный подход, учитывающий неодинаковую предрасположенность детей к взаимообучению и педагогически направленному общению.
  5. Личностно-мотивированное обучение.
  6. Взаимоприятие и взаимоориентация.
  7. Сплочение коллектива вокруг общих образовательных ценностей.
  8. Создание многоуровневых отношений ответственной зависимости.
  9. Создание условий для творческого самоопределения растущей личности.
Что же можно считать результатом использования метода педагогического сотворчества на занятиях в Центре аэробики? В рамках реализации образовательной программы успешно реализуются не только образовательные, но и развивающие и воспитательные задачи. Ребята достигают спортивных результатов, воспитанники центра – неоднократные победители соревнований различного уровня: от районных до всероссийских. Многие выпускники Центра стали инструкторами по спортивной и оздоровительной аэробике в детских и взрослых коллективах. Но, наверное, главное то, что они делают сознательный выбор в пользу здорового образа жизни и творческого самоопределения.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 815)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела