Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Лилия Арслановна Басурматорова,
заместитель директора по ИКТ
МБОУ лицея № 81 Калининского района
г. Новосибирска

Классмейт как средство повышения мотивации учения

Ученик – это деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Вспомним, что же такое «мотив» и «мотивация». Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны – социальные, психосоматические, психологические и др.

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

– устойчивая неуспеваемость в обучении;

– нарушение поведения;

– конфликты в школе;

– искажения в личностном развитии.

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые достаточно смышленые дети отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.

Для повышения мотивации учеников необходимо:

-                   обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслужено оценивать результат деятельности;

- использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

- организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

- самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

- видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Компьютер является одним из средств мотивации к процессу обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Развитие мотивации учения обуславливается методикой использования компьютера на уроках. Разнообразие форм уроков с применением компьютера, разнообразие жанров компьютерных сценариев при условии значительной интерактивности программного продукта – все это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учения.

Интерес создается разнообразием и красочностью информации (текст + звук = видео = цвет). Этому способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощрение правильных решений. Убеждена, что применение компьютера на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые интересные элементы в процесс обучения, позволяет удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной, развивать психологические процессы (внимание, мышление, память, воображение, восприятие).

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за ноутбуком создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Программы-контролеры позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ в том, что школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Основная задача учителя – мотивировать ученика в его занятиях. Применение информационных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации.

С целью мотивации ноутбуки могут быть использованы на разных этапах урока:

а) актуализация знаний;

б) изучение нового материала;

в) закрепление;

г) повторение;

д) контроль знаний;

е) домашнее задание.

Ноутбук позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на отдельном ноутбуке каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность ученику либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо начинать формировать у учащихся с начальной школы.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается ноутбуку, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. Таким образом, применение ноутбуков позволяет учителю на уроке создать благоприятную эмоциональную атмосферу, повышает мотивацию к учению, что обязательно приведет к высоким показателям качества обученности.

Однако эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.

Важно отметить, что учителю при использовании ноутбуков на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Применение ноутбука на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных программ и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых.

Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель может найти здесь широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно.

Мы убеждены, что разумное использование ноутбука на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. А значит, позволяет повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.

Литература

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. – 1998. – №1.
  2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. – № 1.
  3. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – № 3.
  4. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. – 2002. – № 1.
  5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. – 1986. – № 4.
  8. Пейперт С. Поворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. – М.: Педагогика, 1989.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра