Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Ирина Васильевна Пусенко,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 85 «Журавушка»
Заельцовского района г. Новосибирска

Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от педагога, от его профессионализма и умения организовать работу с учебной информацией. Следовательно, и эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если процесс организован грамотно и созданы необходимые для этого условия.

На мой взгляд, успешность и эффективность использования СМРС в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, если учитель:

– в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ;

– имеет широкий кругозор;

– владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения;

– способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.

Т.е. речь идёт об информационно-коммуникационной компетентности учителя, которая включает в себя:

– совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям;

– способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

Внедрением ИКТ в образовательный процесс я занимаюсь с 2006 года. До участия в пилотном проекте «1 ученик: 1 компьютер» в моём учебном кабинете были установлены 5 компьютеров для индивидуальной работы учащихся, проектор, экран. Уже первые уроки с применением ИКТ показали, что эта работа таит в себе большие перспективы и требует серьёзной подготовки учителя, который должен:

– знать,

– уметь пользоваться,

– уметь применять в учебной деятельности.

Трудность заключалась в том, что все эти задачи приходилось решать одновременно, действуя методом проб и ошибок. Временные затраты были велики, проблем было много, но остановить этот процесс было невозможно. А значит, надо было работать над решением этих проблем, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты.

Для этого необходима правильная организация учебного процесса.

1. Учащиеся должны заниматься в кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.

2. Учащиеся должны уметь обращаться с классмейтом на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. Эту задачу невозможно было решить в урочное время. Первое знакомство с классмейтом, обучение пользованию проходило в ГПД. Были организованы групповые занятия продолжительностью 45 минут. Примерно через две недели обучения работа с классмейтом была включена в урок.

3. Необходимо создать на занятиях атмосферу, способствующую формированию у младших школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в учебной деятельности, позволяющую учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).

Как показала практика, не все дети одинаково относятся к работе с персональным компьютером. На начальном этапе у некоторых проявлялся страх допустить ошибку, нажать не на ту кнопку. Неподключение или выход в другую программу вызывали панику и даже слёзы. Приходилось, проявляя терпение, исправлять ошибки, ликвидировать неполадки, помогать, подбадривать, иногда – в ущерб уроку. Организация взаимопомощи, работа в парах, создание доброжелательной атмосферы на уроке сделали своё дело. Сейчас работе в парах дети предпочитают индивидуальные занятия на ноутбуках.

4. Компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. В начальных классах нашей школы с использованием ИКТ проводятся русский язык, математика, окружающий мир.

Для учащихся 1-го класса, с которыми я работаю, наиболее эффективным, на мой взгляд, является использование ноутбуков на уроках математики, которое увеличилось от 1-2 раз в неделю на начальном этапе до ежеурочного.

На уроках русского языка ноутбуки использую реже в большей мере из-за ограниченности выбора программ по данному предмету. Ещё одна причина в том, что в первом классе на уроках русского языка необходимо уделять много времени и внимания формированию каллиграфического навыка, что не соотносится с работой на ноутбуках.

Уроки окружающего мира благодаря ИКТ стали более яркими и занимательными, а значит и более результативными.

5. Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.

6. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически и операционально доступны для младших школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства.

Я не сторонник использования ИКТ ради использования, просто как заменителя книги, доски, учебника. Никакого результата, кроме удара по зрению, мы не получим от такой организации работы. Включая в урок информационные технологии, в том числе работу на ноутбуках, нужно быть уверенным в том, что через это ребёнок действительно лучше поймёт, запомнит, научится применять полученные знания. Как показывает практика, не всегда включение ИКТ в урок даёт ожидаемый нами результат.

Так, например, объяснение нового материала по математике через видеоуроки мультимедийного учебника «КМ школы» было для моих первоклассников нерезультативным: посмотрели как кино и не смогли воспроизвести. Возможно, не восприняли тембр, интонации учительницы на экране, не хватило акцентов или даже взгляда, ведь для детей всё имеет важное значение. А вот уроки окружающего мира «КМ школы», пожалуй, впервые в моей практике закончились аплодисментами.

Преимущество электронных обучающих программ перед другими средствами обучения очевидно:

– электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках;

– увеличивается количество выполненных упражнений на уроке, дети, не замечая объёма, выполняют задания, увлекаясь игровой формой, что способствует более быстрому формированию и развитию вычислительных навыков;

– контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками;

– использование СМРС положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения;

– использование возможностей классмейта в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход ребёнка с игровой деятельности на учебную;

– использование знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;

– уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий;

– занятия на классмейтах позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

За время работы мною апробированы электронные учебные пособия:

«Русский язык», А. В. Молокова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005 г .;

«Математика», А. В. Молокова, Ю. Г. Молоков, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005 г .;

«Словарь», А. В. Молокова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2006 г .;

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

«Природа. Человек. Общество», ООО «ДОС»;

Мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия»», Москва, 2008 г .;

Энциклопедия о животных Кирилла и Мефодия;

Мультимедийный учебник «Математика. Уроки Кирилла и Мефодия», Москва, 2008 г .;

Электронное приложение к учебнику математики Л. Г. Петерсон;

«Математика и конструирование», ООО «ДОС»

и множество программ, которые выполняют только демонстрационную функцию («Занимательная геометрия», «География для самых маленьких», «Природоведение для самых маленьких» Роберта Саакянца, «География для малышей»).

Наиболее удачными и эффективными, на мой взгляд, являются электронные учебные пособия, разработанные под руководством А. В. Молоковой по русскому языку и математике. Разнообразные задания по темам помогают интересно и результативно проводить устный счёт, самостоятельную работу, отрабатывать вычислительные и орфографические навыки, контролировать уровень ЗУН по теме.

Очень интересная программа «Математика и конструирование», которая даёт возможность учителю самому создавать урок, ориентируясь на сегодняшний уровень класса или отдельных учеников, отбирать необходимые задания по теме урока, осуществлять контроль.

Яркими, эмоционально насыщенными и результативными делает уроки окружающего мира мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия».

7. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению.

Для обеспечения этого условия при подготовке к занятиям с использованием СМРС учителю необходимо:

– проводить экспертизу программных продуктов;

– проводить оценку целесообразности применения СМРС в учебном процессе;

– создавать программные продукты, отвечающие целям и задачам конкретного урока или цикла уроков;

– владеть методикой разработки и проведения уроков с использованием СМРС.

8. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

В ходе урока я использую следующие виды работ:

1. Для иллюстрации объяснения нового материала: демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеосюжетов, видеоуроков через «транслирование экрана».

2. Для закрепления пройденного материала, выработки практических умений и навыков: индивидуальная работа, работа в парах, группах (задания и упражнения по теме, тренажёры, работа с карточками, словарные и арифметические диктанты, индивидуальные задания), использование режимов «наблюдение и контроль», «групповой чат», мини-сканер.

3. Для ликвидации пробелов в знаниях, восстановления разрушенных навыков: индивидуальные задания и упражнения по теме, тренажёры, работа с карточками, использование режима «наблюдение и контроль».

4. Для осуществления контроля и учёта знаний: работа в парах, группах, индивидуальная, использование режимов «наблюдение и контроль», «экзамены и тесты», «групповой чат».

5. Для организации домашней работы учащихся: разноуровневые задания по теме, альтернативное задание на флэш-картах.

6. Для организации работы по развитию речи учащихся: деление текста на части и предложения, восстановление деформированного текста, выделение главной мысли, выделение опорных слов, составление плана (работа с флэш-картой индивидуальная, в парах, в группах).

Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей. Но чтобы это использование было результативным, необходимо соблюдение всех вышесказанных условий.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра