Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Марина Афанасьевна Воротникова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

Формирование информационной культуры младших школьников

Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности.

«Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий» (Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, № 7, с. 25).

В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.

В своей статье я хотела бы проанализировать особенности формирования информационной культуры младших школьников в гимназии № 11.

Библиотека, являясь структурным подразделением гимназии (с огромным информационным багажом), ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) учить школьников самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать познавательные интересы и творческие способности.

В гимназии имеется оборудованный оргтехникой читальный зал для учащихся: 2 компьютера с выходом в Интернет, копировальный аппарат, принтер, всем этим могут воспользоваться ребята. Отобрав необходимую информацию, они могут распечатать ее и работать в домашних условиях, что позволяет сочетать работу и отдых (здоровьесберегающий аспект – важный момент в жизни каждого человека).

Для успешного решения этих задач создан справочно-поисковый аппарат библиотеки: алфавитный каталог, алфавитно-предметный указатель, систематический каталог научно-методической и педагогической литературы для учителей, картотека периодических изданий и др. Такая систематизация позволяет сузить информационный поиск до конкретной темы. Картотека «Почемучки» предназначена для учащихся начальных классов и облегчает информационный поиск при подготовке к урокам, дистанционным играм, олимпиадам.

Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Сложилась система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждой параллели используется своя тематика, отражающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся. Библиотекарем проводятся тематические уроки как в самой библиотеке, так и с выходом в классы.

Существуют разные пути формирования информационной культуры. Наиболее эффективный – чтение, так как оно осуществляется в системе новых приоритетов творческой, социальной, коммуникативной активности личности в информационном обществе. С сожалением приходится констатировать, что чтение не популярно среди учащихся. Поэтому и возникает необходимость введения в содержание образовательных программ основ информационной грамотности – совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявить и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, образовательное и практическое значение, развить личность, адаптировать ее к жизни в обществе.

В федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются в требованиях, предъявляемых к образовательной системе «Информатика»: прочное, осознанное владение основами знания о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытия значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли современных информационных технологий в развитии общества. Реализация подобных требований позволяет заложить фундамент, на основе которого можно формировать информационную культуру школьника.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности, и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

– личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

– умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный дефицит;

– способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

– способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

– способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению).

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей.

Библиотека, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы (такие как презентации выставок по темам, интеграционные научные конференции, различные обзоры) оказывает помощь в самостоятельном изучении материала. Она приучает использовать рукописные тексты, учит искать материалы из области межпредметных связей, составлять аннотации на имеющиеся издания и. т.п.

Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают значение этой культуры и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии и ребенка, и самих родителей.

Человек всегда стремился к прогрессу: взял в руки палку, изобрёл колесо, множество механизмов и инструментов. Они расширили его физические возможности и увеличили свободу в пространстве и времени. А теперь, когда мы научились умножать силу рук, увеличивать скорость ног, зоркость глаз и тонкость слуха, чего нам стало недоставать? Нам понадобился инструмент для усиления интеллекта. И этим инструментом стал компьютер. Он расширяет свободу умственную и духовную, раздвигает границы сознания, даёт возможность приобщиться к достижениям коллективного разума, внести в него свой собственный интеллектуальный вклад.

Как и при работе с книгой, необходимо формировать информационную культуру при работе с компьютером. При подготовке сообщений по различным предметам ребенок должен уметь отобрать, структурировать, представить в корректной форме информацию, взятую с сайтов Интернета. Он должен уметь работать с компьютером как с источником информации и устройством для ее переработки.

С 1 сентября 2008 учебного года два класса (2 «А», 3 «В») гимназии № 11 участвуют в проекте «1 ученик: 1 компьютер». Персональный мобильный компьютер ученика предназначен для использования школьниками в возрасте 6-12 лет и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает различные варианты. Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.

В ходе работы мной было проведено анкетирование родителей и учащихся, результаты которого я представила с помощью диаграмм:

Анализ анкет показал, что как дети, так и родители положительно относятся к участию в проекте. Проведение анкеты совпало по времени с традиционным определением уровня мотивации учащихся. Сравнительный анализ с 1 классом показал, что если в прошлом году 1 учащийся имел результат с негативным отношением к школе, то в этом году таких нет. 96% с хорошим уровнем мотивации, 4% с положительным отношением к школе. Использование новых технологий позволяет повысить мотивацию учащихся, самостоятельность в выборе материала, происходит осознание процесса обучения.

Использование на уроках CMPC позволяет реализовать задачи:

– активизации познавательной активности в интерактивном режиме;

– формирования умений учебной, экспериментальной и исследовательской деятельности;

– пропедевтики изучения нового материала, с учётом экономии времени;

– реализации межпредметных связей;

– воспитания личных качеств: усидчивости, терпения, выдержки, умения оказать помощь товарищу;

– развития логического мышления, творческого потенциала, самостоятельности, внимания, памяти, способности самостоятельно принимать решение, чётко выполнять поставленную задачу (выполнять действия по инструкции (алгоритму)), выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Работая на классмейтах, учащиеся осваивают различные формы работы:

– создание и удаление файлов;

– работа с флеш-картами;

– работа с заранее заготовленным файлом;

– общение в групповом чате, позволяющее проводить контроль одновременно за всеми учащимися;

– передача файла на компьютер учителя и наоборот;

– проведение тестовых работ;

– сканирование, позволяющее с помощью сканера и пера выполнять разнообразные творческие работы: рисовать, решать и составлять кроссворды и т.д.

Все виды работ с помощью функции «наблюдение и контроль» позволяют вывести на экран доски работу как одного ученика, так и шестерых одновременно. Система контроля помогает вырабатывать информационную культуру уже в младшем школьном возрасте. Думаю, что классмейты лучше использовать на занятиях кружка с половиной класса, продумав программу, которая бы служила лучшему усвоению урочного материала. Таким образом, хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых (библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра