Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Ирина Ивановна Попсуйко,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
заведующая кафедрой начального образования
Новосибирского городского педагогического лицея им. А.С. Пушкина

Приёмы работы с программой «1С Образование»

Основными целями внедрения модели «1ученик: 1 компьютер» являются:

– улучшение в обеспечении равенства доступа ИКТ;

– повышение качества образования;

– внедрение и поддержка лучших практик интеграции ИКТ в обучение;

– улучшение освоения учащимися учебного материала;

– внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, как формирующее оценивание и дифференцированное обучение.

Участвуя в пилотном проекте, пришлось найти другую логику урока. Работа на классмейте может проходить на любом этапе урока. Большую помощь оказывает программа «1С Образование», которая предусматривает применение ЦОРов. Это и иллюстративный материал, и тренировочные задания, задания-тренажёры для закрепления материала, правила. Учителю необходимо чётко определить, для чего используется данный материал, на каком этапе урока. Работа с программой позволит организовать познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учеников и сделать ее яркой, интересной, насыщенной. Постоянное использование в процессе обучения учащихся ноутбуков приведет к формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся.

Так как деятельностный подход в обучении – это основа концепции развивающего образования системы «Школа 2100», то одной из целей работы на ноутбуке является организация самостоятельной деятельности ученика, умение анализировать материал, делать обобщение самостоятельно, умение получать необходимые знания.

Я работаю в 3 классе и на уроках русского языка применяю программу «1С Образование». Так, при изучении темы: «Имя существительное» учащимся предлагаются следующие задания:

– «Вставь нужные слова, запомни определение». Учащиеся добавляют слова в правило. Если была допущена ошибка, то можно нажать кнопку «Повтори задание» и попробовать ещё раз. У ребёнка есть второй шанс. Это ли не создание ситуации успеха! После того как правило готово, оно прочитывается коллективно и запоминается.

Такой вид деятельности гораздо эффективнее, чем механическое чтение правила по учебнику, так как каждый ребёнок пропустит через себя смысл каждого слова.

– «Определи, на какой вопрос отвечает каждое слово. Распредели по группам предмет, признак предмета, действие предмета».

Задание такого характера направлено на закрепление изученного материала и даёт детям возможность проверить свои знания. Если бы работали в тетради, то при неправильно выбранном ответе, пришлось бы всё переписывать. В этом преимущество ноутбука. И в ходе работы ученика учитель всегда может вмешаться в процесс и направить его в нужное русло.

– «Третье лишнее». Такой вид работы наиболее продуктивен для учащихся, имеющих опережающий средний по классу темп познавательной деятельности, обладающих аналитическими способностями, высоким уровнем учебной мотивации. Этот вид работы можно применять и при работе в парах, когда одному из учащихся требуется помощь. Умение сотрудничать, умение слушать и слышать другого, принять помощь, взаимопроверка, самооценка – всё то, что раньше делал учитель, теперь выполняет ученик. Учитель только координирует работу учащихся.

Программа «1С Образование. Школа» содержит богатый материал и по развитию речи.

«Вставь слова в текст». В прямоугольниках даны подсказки. Идёт работа над текстом, над его содержанием, над повторением изученного материала, а также знакомство с новым. А что-то новое всегда можно найти. Используя тексты, можно проводить уроки-обобщения, урок-контроль.

Выполнение заданий можно продолжить, работая в групповом чате, на сканере.

Если в тексте была работа над нахождением в предложениях имён прилагательных, то работая в чате, предлагаю напечатать словосочетания существительное + прилагательное по памяти. Установку даю перед работой в программе «1С образование», тем самым нацеливаю детей на конечный итог. Результаты работ обсуждаем коллективно. Задания такого вида направлены на развитие внимания, на запоминание.

Мы знаем, что выработка прочных умений и навыков – это залог успешного обучения. И у разных учеников этот процесс занимает разное время. Наиболее успешным ученикам можно больше давать заданий для самостоятельного выполнения, а ученикам, испытывающим затруднения, лучше работать коллективно. Есть возможность вернуться и повторить материал. Также предусматривается работа по собственному индивидуальному плану (овладение понятием как алгоритм). На уроках закрепления даю детям возможность права выбора материала, при выполнении которого ребёнок сделал большее количество ошибок. Возрастают показатели уровня мыслительной деятельности и закрепляются знания, умения и навыки при работе с компьютером.

Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память.

При использовании компьютера на уроках происходит формирование у школьников операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей. Младшие школьники, своевременно приобретая пользовательские навыки, смогут затем применять компьютер как инструмент в своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с использование ПК. Компьютер – это увлекательная игрушка, и, следовательно, он вдохновляет детей и радует, при этом легко преодолеваются трудные методические барьеры.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий статус. Младшие школьники активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает обо всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.

В январе нами была проведена входная диагностика. Ученикам 2, 3, 4 классов были заданы три вопроса:

1.     Что изменилось в учёбе при использовании ноутбуков?

2.     В каком случае ты себя чувствуешь увереннее: когда работаешь на компьютере или в тетради? Почему?

3. Ты чаще обращаешься за помощью к учителю при работе на компьютере или при работе в тетради? Почему?

Итоги показали, что дети:

– практически все отмечают рост интереса к самому уроку, упрощение восприятия учебного материала, плюс динамику своих отметок;

– удобства использования программы связывают с возможностью простого исправления без помарок, снижением чувства страха перед совершением ошибки, с игровым моментом, с возможностью меньше писать;

– однако некоторым ребятам легче работать в тетради, так как нет постоянного контроля над тем, что пишешь и как; сложнее управлять компьютером; ряд технологических операций компьютер не позволяет сделать (решить пример столбиком).

Проблемы:

Владение начальными представлениями об ИКТ.

Разное чтение с листа и с экрана.

Постоянный сторонний контроль при работе (пугает, создаёт иногда напряжение, волнение).

Родителям также были заданы вопросы:

Что рассказывает вам ребёнок дома об уроках с использованием компьютера? Как вы относитесь к проекту «1 компьютер: 1 ребёнок»?

Итоги показали, что родители:

Проблемы:

Опасение за здоровье детей – маленький экран.

Продолжительность работы.

Опасение по поводу отношения со стороны детей к таким урокам, как к игре.

Не все информированы о проекте.

Пилотный проект показал, что использование компьютерных технологий в лицее изменило образовательные результаты. Учитель при этом не только способствует формированию знаний учащегося, но и помогает приобретать их самостоятельно. Увеличилось взаимодействие между учащимися и учителями, что способствовало более эффективному обмену информацией. Учащиеся стали больше помогать друг другу в обучении.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра