Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Лариса Ивановна Ромадинова,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 65 Кировского района
г. Новосибирска

Елена Анатольевна Полухина,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 65 Кировского района
г. Новосибирска

Ираида Васильевна Щукина,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 65 Кировского района
г. Новосибирска

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

Сегодня уже никого не нужно убеждать в необходимости массового внедрения информационных технологий в сфере образования. Это требование времени, иначе школа перестанет отвечать современным требованиям, а её выпускник не будет обладать важными компетенциями. В рамках реализации «Комплексного плана информатизации муниципальной системы образования города Новосибирска на 2008-2010» наша школа в 2008 году стала экспериментальной площадкой по реализации проекта «Intel» «Создание среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер».

Основной целью участия в проекте является создание открытого информационного образовательного пространства начальной школы для удовлетворения информационных образовательных потребностей учащихся, педагогов, родителей на основе внедрения в практику учебного процесса современных педагогических технологий с использованием СМРС.

Для реализации цели учителя ставят перед собой следующие задачи:

– формирование у младших школьников первоначальных навыков работы на компьютере на уроках и во внеурочное время;

– создание благоприятных условий обучения, способствующих развитию младших школьников в соответствии с их склонностями, интересами, возможностями;

– разработка дидактических материалов с использованием СМРС для начальной школы и их применение на уроках.

В ходе подготовки и внедрения проекта были проведены следующие организационные мероприятия:

– на базе ГЦИ «Эгида» подготовлены учителя для организации обучения с использованием СМРС;

– согласно договору с Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска МБОУ СОШ № 65 получено 24 классмейта;

– за счёт школы оборудовано и настроено 3 учительских рабочих места;

– выполнена настройка полученного оборудования, установлено программное обеспечение, в том числе антивирусное;

– в кабинетах налажена беспроводная сеть Wi-Fi, которая позволила проводить уроки в разных помещениях, перемещая классмейты туда, где это в данный момент необходимо;

– определено место хранения ноутбуков – в мобильной тележке;

– приобретено дополнительное оборудование на каждого ученика: флэш-карты, наушники, компьютерные мышки.

Реализация проекта обеспечивается учителями высшей квалификационной категории:

Техническое сопровождение проекта осуществляет учитель информатики Никулин Олег Владимирович.

Обучение детей использованию СМРС учителя начали с усвоения учащимися правил безопасного пользования компьютером в школе и дома. Разъяснительная работа, проводимая учителями начальных классов, была направлена также на профилактику компьютерной зависимости. Важным средством преодоления проблемной ситуации является расширение форм организации внеурочной деятельности младших школьников. Широкий спектр дополнительных занятий, спортивных секций, кружков позволил снять эту проблему.

При проведении урока с использованием СМРС соблюдаются санитарно-гигиенические нормы для организации рабочего места учащихся за компьютером, предусматриваются физминутки для профилактики зрительного и общего утомления, для улучшения мозгового кровообращения. Учителями создан банк физминуток, игр коррекционно-оздоровительной направленности.

Методическая часть реализации проекта состоит в следующем:

– учителями составлено тематическое планирование для предметов, на которых предполагалось использование классмейтов (1 «А», 4 «А» – русский язык, 3 «Б» – литературное чтение);

– в ходе реализации проекта проведено анкетирование родителей учащихся в начале учебного года и в конце года;

– согласно тематическим планам учителями-участниками проекта проведены открытые уроки по русскому языку и литературному чтению;

– проведён семинар для учителей школы по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях современного обучения школьников;

– для учителей школы проведён мастер-класс по использованию классмейтов на уроках;

– создаются методические материалы.

Например, к урокам русского языка учителями начата работа по составлению и классификации материала в работе над словарными словами. К каждому слову составлены ребусы, рисунки, шарады, кроссворды. Подобрана серия картин, по которым дети пишут картинные диктанты, что способствует развитию их речи, воображения. На уроках литературного чтения учащиеся могут увидеть на экране монитора и персонажей, и сюжеты произведений. При знакомстве с творчеством писателя, мы попадаем в ту историческую эпоху, в которой он жил и творил. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет детям усваивать учебный материал незаметно для самих себя и при этом способствует развитию их памяти и концентрации внимания.

Во внеклассной работе есть возможность использовать компьютер для создания презентаций по предмету, подготовки выпускников начальной школы для участия в предметных олимпиадах и научно-практической конференции. Кроме того, компьютер используется ребёнком как инструмент, который помогает ему учиться, является одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей. Красивая графика, элементы сказки, «превращения» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут компьютерных уроков.

В ходе реализации проекта учащиеся овладели следующими видами деятельности:

– создание и удаление файлов;

– передача файла;

– работа с заранее подготовленными файлами;

– работа с флэш-картами;

– работа в групповом чате, позволяющая проводить контроль одновременно за всеми учащимися;

– проведение тестовых работ;

– выполнение разнообразных работ с помощью мини-сканера и пера;

– работа с ЦОРами в «1С: образование».

Учителя-участники проекта отслеживали эффективность информатизации образовательного процесса по критериям, разработанным кандидатом педагогических наук А. В. Молоковой:

1. Критерий успешности обучения в условиях применения новых информационных технологий:

– Качество функциональной грамотности по ведущим предметам.

 

Качественная успеваемость по предметам с использованием CMPC

Русский язык

Математика

Чтение

1 четверть
год
1 четверть
год
1 четверть
год
1а Ромадинова Л.И.
Не  оцениваются
Не  оцениваются
Не  оцениваются
Не  оцениваются
Не  оцениваются
Не  оцениваются
3б Щукина И.В.
92 %
88 %
100 %
96 %
96 %
96 %
4а Полухина Е.А.
72 %
72 %
68 %
72 %
88 %
88 %
Итого
82 %
80 %
84 %
84 %
92 %
92     

– Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность с использованием новых информационных технологий.

 

Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность с использованием новых информационных технологий

1 четверть

год

1а Ромадинова Л.И.
Использование CMPC на уроках – 26 человек
Использование CMPC в группе продленного дня во внеурочной деятельности – 12 человек
Использование CMPC на уроках – 26 человек n Использование CMPC в группе продленного дня во внеурочной деятельности – 16 человек

Щукина И.В.
Использование CMPC на уроках – 26 человек
Использование CMPC на уроках – 26 человек
Использование СМПС в качестве средства, позволяющего оптимально сочетать индивидуальную и групповую работу в классе, подготовка учащимися собственных презентаций и демонстрация их в классе

Полухина Е.А.
Использование CMPC на уроках – 25 человек
Подготовка сообщений и демонстрация их в классе с использованием мультимедийного проектора – 3 человека
Использование CMPC на уроках – 25 человек
Подготовка сообщений и демонстрация их в классе с использованием мультимедийного проектора – 8 человек n Участие в районной научно-практической конференции младших школьников с использованием мультимедийной презентации – 3 человека

Из приведенной таблицы виден рост количества учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность с использованием новых информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

2. Критерий социальной востребованности и поддержки применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе:

– Востребованность проводимых в начальной школе преобразований изучалась в процессе анкетирования родителей, учащихся.

 

Положительное отношение учащихся к применению новых информационных технологий в обучении

Поддержка родителями преобразований, проводимых в начальной школе

Участие родителей

в формировании информационно-коммуникативной компетентности учащихся

1 четверть
год
1 четверть
год
1 четверть
год
1а Ромадинова Л.И.
24 человека
25 человек
23 человека
26 человек
14 человек
18 человек
3б Щукина И.В.
23 человека
26 человек
25 человек
25 человек
14 человек
19 человек
4а Полухина Е.А.
23 человека
25 человек
22 человека
25 человек
12 человек
18 человек

Участие родителей в формировании информационно-коммуникативной компетентности учащихся проявляется в помощи, оказываемой учителям при подготовке к уроку с использованием CMPC, и детям дома при подготовке сообщений, в приобретении учебных дисков, обучающих программ.

3. Критерий психологического комфорта, охраны и укрепления здоровья учащихся:

– Учебная мотивация.

 
26 человек
24 человека

Высокий уровень мотивации, 25-30 баллов

8 человек 31 %
7 человек 29 %

Хорошая школьная мотивация, 20-24 балла

10 человек 38 %
10 человек 42 %

Положительное отношение к школе, 19-15 баллов

5 человек 19 %
5 человек 21 %

Низкая школьная мотивация, 10-14 баллов

3 человека 12 %
2 человека 8 %

Негативное отношение к школе, ниже 10 баллов

Нет
нет

– Эмоциональное состояние младших школьников.

Из 77 учащихся, ответивших на вопросы анкеты, уроки с применением современных технических средств обучения нравятся 97 % школьников. Отмечается положительный настрой родителей, которые оказывают учителям посильную помощь: фото и видеосъёмка уроков, оформление выставки детских работ.

В ходе участия в проекте учителями отмечается, что во время проведения уроков возникают иногда проблемы технического характера, есть трудности при обучении детей, имеющих недостаточные навыки владения компьютером, отсутствие возможности использования компьютера дома у некоторых учащихся.

Однако, несмотря на трудности, учителя убеждены, что разумное использование компьютера в начальной школе продвинет учащихся в интеллектуальном развитии, поможет развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия). Участники проекта убеждены, что применение классмейтов на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемым предметам, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

В дальнейшем в школе планируется использование классмейтов не только учителями, участвующими в проекте, но и нашими коллегами.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра