Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Татьяна Анатольевна Карпова,
учитель начальных классов
МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

Уходящий 2008 год, прежде чем проститься и выполнить последний реверанс, подарил возможность стать незабываемым для 150 участников конференции в Голицыно. 4-5 декабря, в Учебно-Методическом комплексе Голицына проходила Международная научно-практическая конференция «Чему и как учиться и учить в XXI веке », организованная корпорацией Intel.

Есть люди, которые творят эпоху, или это время управляет людьми, лепит их и неустанно совершенствует? Уже само название конференции даёт понять, почувствовать ответственность за крошечную единицу мироздания – век.

Конференция ставила перед собой много задач. Все они были подчинены одной основной – подведение итогов пилотных проектов «1 ученик: 1 компьютер» в России за 2007 и 2008 годы.

На конференции был представлен опыт четырёх российских регионов. Новосибирская модель реализации проекта была представлена достаточно широко и имела определённый положительный резонанс. Несмотря на то, что коллеги из представленных регионов имели больший опыт участия в проекте (раньше вступили, объём технического оснащения значительно превышает возможности сибирского региона), тем не менее, мы все были друг другу интересны.

Я позволю себе поделиться впечатлениями, которые произвели на меня коллеги из других регионов-участников проекта, стартовавших в 2007 году: Краснодарский край, Нижегородская область, Свердловская область. Начну с того, что каждый регион представил динамику развития проекта, включая всевозможные опросы родителей, общественности, обучающихся, диаграммы, сравнительные таблицы, объёмы технического оснащения, восторженные отзывы участников проекта и их учеников… Все это выглядело эффектно, красочно, убедительно. Общаясь с представителями регионов на семинарах, во время проведения круглых столов, постоянно чувствовала, если можно так выразиться, позитивное излучение, творческую неугомонность всех участников конференции.

Безусловно, мой взгляд, мои наблюдения очень субъективны, тем не менее, с большим удовольствием представлю вашему вниманию анализ материалов конференции. В основном, это будут методические находки, приёмы, открытые в ходе реализации проекта. Возможно, кто-то из вас узнает свой почерк, увидит воплощёнными свои задумки, кто-то, смею надеяться, получит вдохновение для новых идей.

В Краснодарском крае проект реализуется в четырёх муниципалитетах: тридцать одна школа Усть-Лабинского района, двадцать одна школа Выселковского района, двадцать пять школ Анапы и семнадцать школ Геленджика.

Мне запомнилось, как в рамках проекта решались задачи по изучению родного края, изюминка этой работы в интеграции предметов: истории родного края и математики. Заслуживает внимания проектная работа группы четвероклассников школы № 2, станица Выселки. Ребята под руководством классного руководителя проводили исследование лекарственных растений своего родного района.

Нижегородская область. В настоящее время проект реализуется в Автозаводском районе города Нижний Новгород – 36 школ. Впечатляет район. Лично для меня Нижегородская область запомнилась коллективом, который представлял регион. Очень приветливые, позитивные, конструктивные. Замечательно поют. Тарасова Ирина Юрьевна, учитель из Нижегородского лицея № 165, приглашала всех в гости. Говорила о том, что её школа необыкновенная, особенная, уникальная. Приятно было встретить, пообщаться с учителем из системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Ирина Юрьевна поделилась доводящими карточками, которые обеспечивают разрыв между известным учебным материалом и новым. Интересно представить опыт работы Фёдоровой Елены Юрьевны из города Дзержинска, школа № 11. Она поделилась опытом создания детских презентаций. Ученики Елены Юрьевны создавали презентации о самом дорогом человеке, о маме. Для этого брали интервью, снимали на видео, отрабатывали технологию создания презентации с высоким уровнем внутренней мотивации. Кроме этого, учитель продемонстрировал умелое использование информационных источников сложной структуры -ИИСС- структурированные цифровые материалы: тексты, видеоизображения, аудиозаписи, фотоизображения, различные интерактивные модели. Елена Юрьевна организовала участие своих учеников в проекте www.letopisi.ru.

Сибирский регион представлен четырнадцатью школами города Новосибирска и шестью школами области. Интересный момент получается: можно сказать, наш регион вступил в проект хоть и с опозданием, но вполне созревшим для свершений.

Городским центром информатизации «Эгида», ОБЛЦИТом, НИПКиПРО организованы и проведены обучающие семинары, курсы повышения квалификации, кроме того, сотрудничество Главного управления образования мэрии Новосибирска с институтом электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования позволило с первых шагов проекта использовать электронные ресурсы, разработанные под руководством А. В. Молоковой, ЦОРы из портала единой коллекции. Содержание электронных образовательных ресурсов мы опробовали на интерактивных досках и с успехом перенесли на классмейты. Другими словами, нам было с чего начинать. Не у всех наших коллег из других регионов были подобные возможности, и они очень активно стали искать свои пути. С результатами этих поисков я познакомлю вас, осветив работу следующего региона.

Свердловская область. В настоящее время проект реализуется в пяти муниципалитетах – шестидесяти девяти школах. Каменск-Уральский – 30 школ, Краснотурьинск – 13 школ, Нижнесергинский район – 6 школ, Полевской – 11 школ, Североуральск – 9 школ.

Не терпится представить опыт Щульгиной Аллы Анатольевны, учителя начальных классов Каменск-Уральской средней школы № 40. Алла Анатольевна разработала систему контроля и тренажа, используя EXCEL. Снять напряжение глаз поможет снежинка из Краснотурьинска. Технологическую карту проведения опытов по изучению окружающего мира представила Округина Маргарита из Нижнесергинского района. Запомнилось выступление Горячевой Татьяны Андреевны. Она призывала использовать мобильные телефоны для сбора материала, отслеживания, измерения. Этой информацией можно делиться при работе в группах, при создании и защите презентаций. Я воспользовалась её советом сразу после возвращения: благо никакой особой подготовки не требуется. Мои ученики подготовили отчёт по практической домашней работе: сфотографировали каждый этап работы, затем отчитались в группах. В настоящее время проводим наблюдения, как увеличивается световой день – выполняем снимки регулярно, в одно и то же время. В результате надеемся получить видеоряд, который иллюстрирует смену времён года. Раз уж никуда не деться от мобильных телефонов, предлагаю взять их на вооружение и использовать предметно, во благо.

На конференции, в какой-то момент, слушая выступающих, родилось образное сравнение: наверняка, каждый обращал внимание, как человек входит в воду: одни – осторожно, предварительно потрогав рукой, с опаской, некоторым страхом. Другие – хладнокровно и уверенно погружают себя в пучину вод. Третьи – сломя голову, не разбирая дороги, с ликованием бросаются с головой… Через какое-то время уже не различить этих людей – все с удовольствием плавают, а уж из воды выходят все счастливыми, обновлёнными, радостными.

Что-то похожее происходит в информационной среде: мы все погружаемся в неё разными путями, с различным настроением, опасениями. Причём дети «ныряют» все с берега, в информационную среду погружаются с головой и чувствуют себя в ней, как рыба в воде. Запомнились слова, сказанные Пирог Татьяной, менеджером программы «Обучение для будущего»: «Мы учимся тому, чего вчера не знали сами, а сегодня уже можем научить этому других. Если сегодня не освоишь – завтра можно опоздать».

Информационная среда школы развивается стремительно, мы все тому свидетели. Совсем недавно мы приступили к изучению инструкции к сотовому телефону, а сегодня в наших классах для каждого ученика классмейт. Что будет завтра? Возможно, ноутбук – далеко не последнее техническое средство, которое придёт в школу. Следовательно, нам нужно быть готовыми выбирать из целого ряда технических новинок. Мы уже не те люди, которые осторожно входят в воду, мы с удовольствием опытных пловцов бороздим просторы мирового цифрового океана. Пусть вопросов по-прежнему больше, чем ответов, мы – дети своего времени, своей эпохи, МЫ МОЖЕМ ВСЁ.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра