Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Валентина Геннадьевна Николаева,
заместитель директора по начальной школе
МБОУ СОШ № 147 Первомайского района
г. Новосибирска

Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов

Я хочу начать свою статью с высказывания Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Компьютерная грамотность – необходимое требование к профессиональной компетенции современного учителя. Внедрение компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Компьютеры в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизации умственной деятельности детей, развитие речи. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

В мае 2008 года МБОУ СОШ № 147 вошла в проект « 1 ученик: 1 компьютер». Была создана творческая группа учителей  начальных классов и учителя-предметника. В рамках данного проекта в 2008/09 учебном году работа творческой группы учителей вышла на качественно новый уровень – уровень творческого применения знаний в своей работе. Кроме этого, проект решал одну из важных задач школы – совершенствовать педагогическое мастерство учителей, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Задачи, которые ставили перед собой участники проекта:

– овладеть ИКТ и эффективно применять их в урочной и внеурочной учебной деятельности;

– повысить мотивацию учащихся;

– формирование информационной компетенции учителя и учащихся:

1. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

2. обеспечить положительную мотивацию обучения;

3. обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

4. повысить объём выполняемой на уроке работы;

5. усовершенствовать контроль знаний;

6. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

7. формировать навыки исследовательской деятельности;

– обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Используя возможности проекта, учителя существенно усиливают эффективность своих занятий. Но для реализации проекта и к учителю предъявляются определённые требования. Необходимо, чтобы учитель умел:

1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации и демонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты ЦОР по своей дисциплине;

4. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

6. организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование;

8. освоить программу e-Learning class.

То есть в ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает новым инструментарием получения знаний.

В нашей школе в рамках проекта наиболее распространены следующие формы использования ИКТ на уроках:

1. Работа с мультимедийными пособиями (дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала).

2. Использование компьютерной презентации – это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок – научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия;

3. Защита проектных работ, где ученики являются участниками создания презентации (конкурс исследовательских работ младших школьников «Эврика»), что является уникальным способом реализации творческого потенциала учащихся, способом творческого преломления их знаний и умений на практике;

4. Использование компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием программы e-Learning class, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

5. Поиск дополнительной информации при подготовке к уроку (через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации). В рамках проекта педагоги школы пользуются каталогом адресов образовательных ресурсов сети Интернет, в котором представлены, в том числе, официальные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, информационно-образовательные порталы, сайты образовательных СМИ, электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, средства для разработки электронных образовательных ресурсов и поддержки дистанционного обучения.

Что же дает учителю использование информационно-коммуникационных технологий:

– экономию времени на уроке;

– глубину погружения в материал;

– повышенную мотивацию обучения;

– интегративный подход в обучении;

– возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов;

– возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

– привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Мероприятия, проведённые в рамках проекта:

– городской семинар в форме открытых уроков;

– участие в районных, городских конкурсах. Так, учитель русского языка Половкова Татьяна Борисовна заняла 3 место в районном конкурсе «Учитель года»;

– проведён педсовет по теме «Применение ЦОР – одно из эффективных средств повышения познавательной активности учащихся»;

– демонстрация уроков с применением персонального компьютера ученика.

Мнения коллег о проекте:

«Восхищает объём работы! Увлеченность делом и сплоченная работа команды специалистов. Молодцы! Спасибо!» – гимназия №8.

«Очень полезно и интересно. Появилось желание сделать подобное. Начали работать мысли по поводу того, что ещё можно сделать» – Мячина И.В., МБОУ СОШ № 147.

В рамках этой работы отслеживалось:

– создание базы электронных тестов;

– работа на форуме;

– работа в сети Интернет;

– использование ИКТ на уроках участниками проекта;

– использование ИКТ во внеурочной деятельности.

Что же по этому поводу думают сами участники проекта

В целом, учителя отметили, что они узнали о способах применения ИКТ на уроках, увидели их эффективность и приняли решение продолжить работу в этом направлении.

В результате проекта:

– дано 240 уроков;

– эффективная подготовка к конкурсу исследовательских работ младших школьников «Эврика».

Применение ИКТ дает возможность развития педагогического мастерства учителя, повышения квалификации. Важным считаю и то, что использование на уроках ИКТ повышает авторитет учителя.

Компьютер является незаменимым средством для подготовки раздаточного дидактического материала, для планирования уроков и внеклассных мероприятий. Информатизация образовательного процесса подняла на новый уровень и работу с родителями: теперь родительские собрания и лектории проводятся с применением мультимедийных презентаций по запланированным вопросам.

Наши перспективы:

– Участники проекта продолжают работу по внедрению ИК-технологий в урок.

– Охват всех учителей начальных классов.

– Проведение мастер-классов для учителей района.

– Систематизация мультимедийного материала к урокам.

– Создание базы методических разработок урока с использованием ИКТ.

– Повышение уровня профессионализма педагогов через прохождение спец. курсов, семинаров, взаимопосещений уроков.

– Создание электронных учебников.

– Приобретение интерактивной доски и её использование в учебной и внеурочной деятельности.

– Создание кружка «Инфознайка».

– Участие в конкурсах с использованием ИКТ.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, ориентируясь на новые требования к организации учебно-воспитательного процесса, школа активно использует информационно-коммуникационные технологии, повышая тем самым не только уровень профессиональной компетенции учителя, но и расширяя кругозор и развивая индивидуальные способности школьников.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра