Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(2) Елена Анатольевна Антропова,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся

Проблема мотивации учебной деятельности для меня актуальна. Набирая первый класс, наблюдая огромное желание первоклассников учиться, невольно задумываюсь над проблемой сохранения интереса к учёбе. С предыдущим набором я проводила маленький опрос. Учащимся предстояло ответить в начале учебного года и в конце на один и тот же вопрос: «Нравится ли мне учиться?» Результаты меня потрясли. В первом классе положительный ответ дали 97% учащихся в начале года и уже 70% в конце, во втором классе 83% в начале учебного года и 62% в конце, а к концу четвёртого года обучения утвердительный ответ дали только 50% учеников. Можно, конечно, успокоить себя тем, что дети устают к концу учебного года, но ведь и после долгого летнего отдыха интерес к усвоению новых знаний от года к году падает. А мы, учителя, ломаем себе головы – что бы придумать, какие методы использовать, какие технические средства привлечь?

Я понимаю, что урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем и одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроке. Об организации таких уроков писал Ш. Амонашвили.

Но время на месте не стоит. В нашу повседневную жизнь врываются новые технологии, а без компьютера мы себе уже и жизни-то не представляем. Поэтому я с интересом подключилась к проекту «1 компьютер: 1 ученик». И вот учащиеся моего класса получили ноутбуки. Первый положительный момент состоял в том, что дети открыли для себя нового одноклассника. Ведь в проекте ноутбук называется не иначе как классмейт (в переводе с английского «одноклассник»). А дальше предстояло научиться работать с ним. Надо видеть глаза детей, когда на уроках использовались ноутбуки. Каждый ученик на таких занятиях переживает ситуацию успешности. Все дети выполняют задания с удовольствием и пусть не с первого раза, но обязательно добиваются появления на мониторах надписи: «Правильно, молодец!» Это ли не мотивация?

Современные дети больше «общаются» с компьютером, чем друг с другом. Для них это стало привычной средой. Только дома они используют компьютер как игрушку. Мы же на уроках вместе открыли возможность использования персонального компьютера для обучения, причём как на этапе закрепления изученного, так и на этапе открытия новых знаний. Дети по природе своей любопытны. И я использовала эту особенность в своих учительских интересах на этапе контроля. Как ребятам было любопытно, какой тест им придёт и за какое время предстоит его выполнить. Боязни ошибиться я не увидела на лицах даже слабеньких учеников. Да и результат порадовал – не менее 90 % качественной успеваемости. Приведу пример. При изучении правописания безударных падежных окончаний существительных мы работали с ноутбуками на всех этапах. Проверить эффективность помог контрольный диктант по теме. Из 20 писавших 17 не допустили ошибок в написании падежных окончаний, что составило 85% качества.

Но по-настоящему об успехе проекта говорит тот факт, что дети в мельчайших деталях воспроизводили задания для родителей дома. А я об этом узнала на родительском собрании. Современных пап и мам мало чем удивишь, а собрание подчас превращается в большой монолог учителя об успеваемости. У нас же то собрание получилось живым. Практически каждый родитель поделился своим мнением о проекте и просьбой показать нового одноклассника. Мне запомнилось одно выступление. Мама одного ученика сказала: «Спасибо за проект, ведь дети с удовольствием ходят в школу».

Перед Новым годом я решила дать детям творческое задание. Им предлагалось «нарядить» нарисованную ёлочку бумажными шарами, на которых они должны были изобразить то, что им хотелось бы получить от уроков в предстоящем году. Каково же было моё удивление, когда в двух третях работ был нарисован ноутбук и лица ребятишек с улыбками.

Процесс повышения мотивации построен на формировании у учеников «чувства причастности» к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:

– постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;

– получение обратной связи о достижении целей;

– вера в эффективность собственной деятельности;

– переживание ответственности за свои действия и их последствия.

В своей деятельности я старалась опираться на это чувство. Детям предлагались уроки-путешествия и уроки-приключения. Им надо было всем выполнить правильно задание, чтобы перейти к следующему. Таким образом, были мотивированы ученики. Но и учитель тоже мотивирован на творчество. А дети выразили свою благодарность успеваемостью.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра