Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Светлана Анатольевна Карлина,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
преподаватель студий индийского классического танца «Сарасвати»
Культурно-спортивного центра «Современник» и «Лакшми»
Социально-реабилитационного центра для подростков «Прометей»
г. Новосибирска

Возможности игрового тренинга по актерскому мастерству на занятиях хореографией в группах младших и средних школьников

Индийский танец знаменит яркой актёрской игрой (абхиная – актёрское искусство). На сцене лицо танцовщицы становится зеркалом, отображающим нюансы эмоций. В передаче этих эмоций должны быть задействованы мельчайшие мимические мышцы лица, глаз, лба, бровей, губ, даже носа. При этом танцовщица должна не только красиво двигаться, быть пластичной и привлекательной, но должна танцевать так, чтобы зритель не почувствовал, что она устала: там, где видна работа, нет искусства... Движения должны быть чёткими, но не жёсткими, прыжок – лёгким, игра глаз, бровей – изящной, лишённой напряжённости и преувеличения. Созерцая исполнение танца, зритель должен переживать эстетическое наслаждение.

Как же научиться такому виртуозному владению своей мимикой? На мой взгляд, это самое трудное для западного ученика в освоении индийского классического танца, и педагогу необходимо на уроках хореографии уделять время работе по актерскому мастерству. В Индии, напротив, не все преподаватели-хореографы постоянно и много занимаются с учениками искусством абхинаи: считается, что наряду с врожденным талантом, ученик развивает актерские навыки посредством наблюдения, подражания, переживания собственного эмоционального опыта (в основном поэтому творческого расцвета танцовщики достигают к 30 годам).

За несколько лет у меня сложилась собственная система работы над мимической выразительностью, собранная по крупицам из различных источников. Причем большая часть упражнений – не индийского «происхождения» и даже не хореографического арсенала. Здесь же хочу привести теоретическое обоснование своей работы по актерскому мастерству и несколько вариантов упражнений.

Тренинги актерского мастерства, так полюбившиеся и детям, и взрослым, проводятся в форме игр или соревнований. Несмотря на то, что игра считается ведущей деятельностью младших школьников, думаю, в любом возрасте такой способ является наиболее интересным и эффективным способом освоения и применения актерских навыков.

Помимо собственно хореографических задач, актерский тренинг решает множество других, не менее важных в дополнительном образовании детей:

– Знакомство с богатством выразительных средств мимики, голоса, жестов, поз (показ преподавателем, просмотр видео).

– Обогащение понятийного аппарата ребенка в эмоциональной сфере.

– Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей (особенно посредством командных игр в рамках актерского тренинга).

– Развитие ребенком внимания в связи с необходимостью наблюдения.

– Развитие творческой самостоятельности через участие детей в подготовке необходимых средств обучения, разработку ими вариантов форм проведения актерского тренинга.

Итак, тренинг на владение актерским арсеналом выразительных средств – полезный опыт не только для сценической деятельности, но и для социализации, раскрепощения ребенка в жизни.

Бесценен опыт методического обмена игровым актерским инструментарием среди педагогов-хореографов. Представляю некоторые варианты наших любимых упражнений.

 

  1. «Угадай карточку!»

    У преподавателя имеется полотно с кармашками для тематических карточек. Темы таковы:

    Эмоции человека (от простых: «радость», «гнев», «удивление» – до более сложных в изображении и угадывании: «презрение», «разочарование», «удовольствие» и др.).

    Животные (должны быть такие представители, о внешнем виде и повадках которых дети имеют представление). Подбираем также от простых и знакомых: «кот», «щенок», «медведь», «пингвин» – до более трудных в изображении: «жираф», «змея», «павлин», «таракан», «корова», «муравей», «лягушка» и др.

    Характер человека(обычно поначалу вызывает трудности у детей и взрослых). Здесь могут быть «забияка», «рассеянный», «весельчак», «задира», «трус», «добряк».

    Действия человека(самый любимый детьми вид карточек). Здесь пишутся любые действия, с которыми дети обычно сталкиваются в жизни: «выгулять собаку», «собрать клубнику», «застелить постель», «прийти загорать на пляж», «накрасить ногти», «перенести на руках малыша», «надеть комбинезон», «принять душ». Этот вид карточек позволяет ученицам оценить свои умения двигаться в пространстве, научиться понимать, как изобразить несуществующий объемный или тяжелый предмет и т.п. Их руки, да и все тело, за несколько месяцев буквально оживают.

    Через несколько занятий дети добавляют варианты карточек, которые изготавливают сами.

    Процесс игры таков: карточки одного типа разложены рубашкой вверх. Ребенок в свою очередь подходит, берет любую, отходит в центр зала, «про себя» читает выпавшее ему задание. Изображает без звуков. Сидящие дети угадывают вслух то, что изображается. Когда звучит правильный вариант от нескольких угадывающих, исполнитель вслух называет свое задание, подтверждая правильность зрительских ответов. Садится. Выходит следующий.

    Подобное задание нежелательно предлагать сразу всей группе – делая одновременно, без зрителей, ребята теряют вкус к «несольному» выступлению, изобразительный уровень у многих падает.

  2. «Зеркало»

    Известный студентам театральный курсов вид тренинга. Группа разбивается на пары. Участники в парах встают напротив друг друга. Одна линия детей – человек перед зеркалом, вторая – отражение в зеркале. Несколько минут (от 2 до 4) «человек» кривляется, а «зеркало» старается точно и одновременно повторить все движения и мимику партнера. Затем стороны меняются ролями.

    Несмотря на кажущуюся простоту задания, «человеку» поначалу очень непросто раскрепоститься и начать двигаться достаточно разнообразно. У «зеркала» же более конкретная, оттого и более простая задача. Посредством этого упражнения также ребята учатся работать в паре, чувствовать друг друга.

  3. «Скульптор и глина»

    Работа в паре, но в присутствии зрительской аудитории. «Скульптор», не дотрагиваясь, а лишь водя ладонями рядом с частями тела «глины», пытается вылепить некий законченный образ, который затем угадывают зрители. Высший пилотаж, если «скульптору» удается также вылепить настроение на лице модели, а зрители угадывают-таки, что вышло из-под резца художника. У «глины» задача относительно простая – понять, что означают движения ладоней «скульптора» и каков должен быть результат. Затем участники в паре меняются ролями.

  4. «Услышь меня»

    Самое простое упражнение на изображение эмоций. Оно легче дается детям, поэтому рекомендую использовать его несколько занятий перед угадыванием карточек без звука.

    Принцип такой же, как в первом упражнении. Используются те же карты «Эмоции человека». Но изображающий выражает свою эмоцию не только при помощи мимики и жестов, но и вербально. Нужно лишь выбрать фразу, общую для всех, перед началом упражнения. Например, первый участник тянет карточку, ему попадается «грусть», а общая фраза – «сегодня суббота». Участник говорит ее с надлежащим выражением. Когда изображаемая им эмоция угадана, следующий участник говорит те же слова, но с другой, выпавшей ему на карте эмоциональной окраской.

 

Вместо заключения

Индийский танец – это форма ПСИХОТЕРАПИИ. Он активизирует нервную систему организма. Система тренажа помогает раскрепостить тело и устранить немало комплексов, придаёт уверенность в себе и является мощным средством против нервного стресса.

 

Индийский танец развивает чувство ритма и прекрасно тренирует вестибулярный аппарат. Индийцы видят в этом искусстве способ целостного совершенствования личности, в котором учитывается духовное и физическое развитие, тренинг памяти и выносливости, воспитание чувства прекрасного (эстетического вкуса), изящества, грации, образование ума и сердца. В Индии этот танец считался формой йоги, цель которой – достижение гармонии личности.

Муниципальное бюджетное учреждение г. Новосибирска «Социально-реабилитационный центр «Прометей» проводит индивидуальное консультирование подростков и их родителей по вопросам детско-родительских отношений. Социальные педагоги и психологи учреждения оказывают психологическую помощь подросткам, оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Наш адрес: г. Новосибирск, ул. Широкая, 137/2.

Тел.: (383) 341-11-74.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Возможности игрового тренинга по актерскому мастерству на занятиях хореографией в группах младших и средних школьников