Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Тамара Геннадьевна Краткая,
заместитель главы администрации
по социальным вопросам Ленинского района
г. Новосибирска

Опыт работы Ленинского района по профилактике социального сиротства

Система социальной защиты детей в России претерпела существенные изменения, так как не справлялась с ростом детей-сирот и родителей, лишенных родительских прав. Назрела объективная необходимость изменений в вопросах формирования и внедрения инновационных профилактических услуг.

В связи с этим в 2006 году было принято постановление «О мероприятиях по профилактике социального сиротства в городе Новосибирске на 2006-2007 годы». В соответствии с ним в Ленинском районе начал осуществляться пилотный проект по созданию и отработке муниципальной модели профилактики социального сиротства, главной целью которого является раннее выявление семейного неблагополучия и сохранение кровной семьи для ребенка, а также семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вот уже три года в этом районе ведется работа с семьями группы риска, семьями, воспитывающими детей-инвалидов, а также с приемными родителями.

В начале в организации деятельности по реализации социальных проектов участвовали в основном общественные организации, но уже в прошлом году к ним активно присоединились муниципальные учреждения района. За три года в экспериментальную деятельность по профилактике социального сиротства были вовлечены 19 муниципальных учреждений, 12 общественных организаций, в том числе и ТОСы. Мне хотелось рассказать подробнее о некоторых проектах по профилактике социального сиротства, успешно реализуемых в нашем районе.

На базе Комплексного центра социального обслуживания населения реализуется проект «Уполномоченная служба по работе с семьей», который поддерживает и финансирует Национальный фонд и мэрия города Новосибирска. Он способствует существенным преобразованиям в организации деятельности Центра. Теперь в его структуре есть отделение приема и обработки сигналов о семейном неблагополучии и случаях жестокого обращения с детьми, осваивается технология раннего выявления семейного неблагополучия и работы со случаем. В результате повысилась оперативность работы с семьями «группы риска» и расширился спектр оказываемых им социальных услуг. В структуру данной технологии входят учреждения всех ведомств, включенных в жизнь ребенка: отдел опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, районное управление внутренних дел, детские сады, школы, поликлиники, ТОСы.

Апробированная в проекте функция куратора семьи доказала свою значимость и потребовала от специалистов дополнительных умений и навыков в работе с семьей.

Новшеством в работе с семьей «группы риска» является комплексный план по реабилитационной работе, основанный на использовании внутренних ресурсов семьи, закрепленный двухсторонним соглашением, по существу – семейный договор. Теперь не только дети, но и их родители являются активными участниками процесса реабилитации семьи.

Другой немаловажной проблемой является неприспособленность к реальной жизни молодых людей, вышедших либо из семей группы риска, либо из интернатных учреждений. Особое внимание, в этой связи, хотелось бы обратить на опыт социализации молодых мам-одиночек, накопленный Некоммерческим Партнерством «МАКСОРА». На сегодняшний день весьма высока востребованность района в кризисных центрах реабилитации женщин с малолетними детьми. Материнская обитель «Голубка» не может вместить всех нуждающихся при постоянном росте спроса на эту услугу.

Весомый вклад в профилактику отказов от новорожденных вносит общественная организация «СибМама». Новый подход в работе с беременными женщинами, которые собираются отказаться от новорожденных, включает не только социально-психологическое консультирование, привлечение различных служб района к решению проблем самой будущей мамы, но и формирует контакты с ее родными, близкими и в итоге способствует изменению ее решения и сохранению ребенка в родной семье. В результате 40% матерей, с которыми работала служба, остались со своими детьми.

На базе Комплексного центра организована и функционирует «Служба экстренной психологической помощи детям и подросткам «Социальный Телефон доверия». За короткий срок работы телефона доверия в службу поступило более 300 звонков. Служба востребована, наряду с экстренной психологической помощью она выявляет и актуализирует проблемы семьи и детства, предлагая темы новым социальным проектам.

На стадии внедрения – Служба сопровождения замещающих семей на базе детского дома № 13. Результатом реализации данного проекта должно стать новое качество подготовки воспитанников детского дома и будущих родителей для жизни в семье, подбор и обучение команды специалистов для профилактики вторичных отказов. Задачи решаются совместно с городским центром профилактики социального сиротства «Солнечный круг». Это первый этап разработки одного из вариантов перепрофилирования детского дома в центр комплексной поддержки замещающих семей.

На базе детского дома № 6 функционирует служба постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. За два года существования службы выявлен комплекс проблем, отрабатываются механизмы помощи в их решении. Это, в первую очередь, жилье, материальные затруднения, трудоустройство, проблемы матерей-одиночек, связанные с беременностью, рождением, содержанием и воспитанием детей. И раньше работники детских домов помогали выпускникам в отдельных случаях по собственной инициативе, но в их обязанности это не входило. Мы создаем новую службу по оказанию действенной помощи в этих вопросах.

Зрелость общества определяется его отношением к инвалидам, старикам и детям. Уже пора ставить вопрос о подготовке учреждений дошкольного и школьного образования к интеграции детей с особенностями в развитии. Именно среди здоровых сверстников успешнее развиваются и социализируются дети с ограниченными возможностями. Услуги, оказываемые в районе детям-инвалидам, направлены только на ребенка. Мы постоянно забываем о родителях таких детей, о том, что они тоже нуждаются в поддержке и реабилитации не меньше, чем их дети.

Примером системного комплексного подхода к этой проблеме может служить проект «Поводья жизни» по реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич с помощью верховой езды на лошадях – иппотерапии. Получили оздоровление не только 25 детей-инвалидов, но и социально поддержаны их родители. Все члены семьи стали непосредственными участниками реабилитации, укрепили веру в себя и своих детей.

На территории района в рамках экспериментальной деятельности городской общественной организацией «Общество «Даун синдром» организована ранняя помощь семьям с детьми с синдромом Дауна. Создан Ресурсный Центр реабилитации семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Теперь не только медицинское учреждение, но и общественность, родители, имеющие опыт воспитания таких детей, окружают молодую маму с первых дней рождения ребенка, а главное, сформирован пакет методических материалов по конкретным видам помощи детям с нарушением интеллекта и их родителям.

Ленинской Местной организацией Всероссийского Общества Инвалидов реализован целый ряд проектов, направленных на оздоровление, трудоустройство и активный отдых, как для взрослых инвалидов, так и для семей с детьми с особенностями в развитии. Получила признание такая услуга как социальная гостиная в школе. Эта услуга предполагает создание в школе безопасного пространства для детей из неблагополучных семей и выстраивание работы с ними силами педагогов школы. Параллельно проводится работа с родителями этих детей. Создан целый комплекс услуг для компенсации социальных рисков и активизации внутренних ресурсов семьи.

В рамках нашего эксперимента активно ведется работа по вовлечению детей и подростков группы риска в досуговую деятельность. Эти дети требуют особого подхода, особого обращения. Их нужно не только вовлекать в спортивные секции, их нужно реабилитировать – восстанавливать утраченные отношения со сверстниками, с окружающими, повышать их самооценку, в общем, возвращать к нормальной жизни, которую они зачастую не видели в родной семье, поэтому для таких детей тренер или руководитель кружка должны стать другом, добрым наставником. А это значит, что педагогам нужны специальные знания и психологические навыки работы с такими детьми. Опыт реализованного в районе социального проекта по реабилитационному досугу «Школа выживания «Сибирский характер» на базе Дворца Культуры «Металлург» доказал эффективность интеграции детей-подростков «группы риска» в среду благополучных сверстников и результативность использования труда волонтеров из числа студентов ВУЗов. Изменилось мировоззрение специалистов и руководителей, их отношение к работе с «трудными» детьми, пришло желание и умение работать с ними, родились новые формы работы с многодетными семьями и детьми-инвалидами.

Наш опыт профилактики социального сиротства только нарабатывается по сравнению с такими регионами, как Томск, Пермь, Алтайский край, но то, что мы делаем, укрепляет нас в уверенности, что поставленные задачи выполнимы и что мы тоже вносим свой посильный вклад в решение актуальных задач демографической и семейной политики.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 880)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела