Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Анна Викторовна Дружкова,
учитель математики
второй квалификационной категории,
социальный педагог
МБОУ СОШ «Перспектива»
Центрального района г. Новосибирска

Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением

Отклоняющееся поведение наблюдается в процессе десоциализации. Оно является разновидностью социальной запущенности. Отклоняющееся поведение подростка в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток».

Часто трудно найти к такому подростку просто подход, не говоря уже о развитии творческих способностей, потому что он колючий, закрытый, обозленный. И главная задача, которая стоит перед нами в первую очередь, – это социализация личности. Социологический словарь дает такое определение: «Социализация – процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных норм».

Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их  личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В отечественной педагогической науке выделяется несколько квалификаций определения типов отклоняющегося поведения.

1. В первую квалификацию положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства подростков. Первую группу составляют учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаться дурному влиянию и совершать дисциплинарные поступки, но могут и воздержаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.

2. Ко второй группе отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный поступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.

3. К третьей группе отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликт с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.

Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:

Ведущие недостатки личности Преобладающие причины соответствующего поведения и способы их преодоления
1. Грубость А. Аффективность, невыраженность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога
Б. Самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться
В. В свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.
2.Лень А. Безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов.
Б. Полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность.
В. Переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки.
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива А. Самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки.
Б. Кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин.
В. Какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания.
4. Склонность к правонарушениям А. Инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях.
Б. Исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению.
В. Действующие в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность.

Итак, сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делает обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса.

Хочется отметить условия диагностирования личности подростка:

1. Система изучения личности школьника должна, в конечном счете, приводить к самопознанию, самооценке и требовательности к себе.

2. Изучение и самопознание школьников должны быть непрерывны.

3. Оценка себя и самооценка других должны осуществляться подростками на основе единых критериев.

4. Изучение личности школьника осуществляется комплексной методикой, нельзя на основании одного факта, события делать окончательную оценку личности.

5. Профилактика отклоняющегося поведения и перевоспитание требуют комплексного изучения личности и условий, в которых она формируется.

6. Знания о воспитаннике используются в комплексе для решения педагогических задач, для формирования объективного представления о воспитаннике у родителей, учителей, сверстников.

Выводы учителя будут более точными, если к педагогическому изучению будут привлечены сами учащиеся. Формирование объективной самооценки – первоначальная цель такого изучения. Методами изучения самооценки могут быть следующие:

1. Сочинения по определенной тематике и составленному заранее плану. Материалы сочинений используются для проведения учителем коллективных и индивидуальных бесед.

2. Самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя». На основе самоинтервью, сочинений о себе и своих товарищах уже в шестом классе возможно составление самохарактеристик.

3. Игры, направленные на самопознание. Игра «Расскажи мне обо мне». Например, каждый ученик получает карточку с фамилией товарища, чьи положительные и отрицательные качества он должен охарактеризовать, затем дать совет, от каких недостатков ему следует избавиться прежде всего. В игровой форме предлагаются ученикам ситуации для письменного анализа событий. Например: «Случалось так, что тебя критикуют товарищи. Критика тебе кажется несправедливой. Что лучше сделать на твой взгляд: попытаться объяснить, что это несправедливо; не объяснять совсем; принять замечание как должное и исправиться; постараться забыть сказанное?»

Обсуждение ситуации подобного типа позволяет выявить убеждения подростков, их достоинства и недостатки. Не все материалы сочинений и анкет стоит оглашать публично. Большая их часть может послужить основанием для дружеской беседы наедине. А главное их назначение – служить ориентиром в корректировке педагогических возможностей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…