Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Марина Ивановна Беляева,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ «Перспектива»
Центрального района г. Новосибирска

Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе

Школа «Перспектива» обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. Материал по русскому языку в 10 классе примерно соответствует изучаемому в 9 классе общеобразовательной школы. Многие наши учащиеся пишут «механически», допускают орфографические ошибки, не замечая их. Большинство имеет большие пробелы в знаниях из-за пропусков по болезни.

Для коррекции орфографических навыков практически на всех уроках обобщающего повторения делается разбор слов по составу, обязательно определяется часть речи, с которой идёт работа. Очень важно при этом учить ребят видеть место, где может быть допущена ошибка, и применять соответствующее правило при орфографической проверке. Нужно, чтобы школьники сначала проговаривали правило, рассуждая, как и почему они выбирают именно его.

Например, при повторении темы «Ё и О под ударением после шипящих» присутствует примерно такой порядок работы. На интерактивной доске вынесены слова: чёрный, жёны, шорох, шок, капюшон, крыжовник, обжора, недочёт, причём, нипочём, изжога, жор, боржом, размежёвывать, напряжённый, парчовый, холщовый, сучок, тушёный, тушёнка, бельчонок, горячо, общо, стажёр, ещё, отчёт, пережжёт, плащом, чужой, ночёвка.

Распределяем на доске слова с О и Ё в две разные группы. Определяем части речи и морфемы, где пишутся эти буквы. Корень можно выделить красным цветом, суффикс – зелёным, окончание – чёрным. В тетрадях учащиеся с помощью учителя, конечно, составляют обобщающие таблицы-схемы на повторяемые правила. Получается примерно так:

Часть слова

Ё

В корне
  • Если чередуются с е:
чёрный – чернеть, жёны – женский;
  • в чёт (недочёт);
  •  в причём, нипочём;
  • в глаголах ожёг, поджёг.
В суффиксе
  • В -ёв- глаголов,
  • -ённ-, -ён- причастий,
отглагольных прилагательных и образованных от них слов: размежёвывать – размежёвка; напряжённый – напряжённо– напряжённость, напряжёнка; тушёный – тушёнка.
  • в -ёр-: стажёр.
Ночёвка, учёба, ещё
В окончании
  • В глаголах:
отсечёт, пережжёт;   
  • В П.п. местоимения «что»:
о чём.

Так же записываем схемы правила написания слов с О.

Следующий этап работы – объяснительный диктант (правописание гласных в корне слов): шёл, чёрт, жёлтый, шёлк, шорты, шов, жокей.

У всех на парте печатные схемы-таблицы по орфографии С.И. Львовой. Находим те, которые относятся к теме урока (№ 2 и № 13). Вчитываемся в правила, держим их перед глазами. Читаем с доски по цепочке словарный диктант с пропущенными орфограммами и записываем в тетрадь.

На доске: веч…рка, зач…т, ч…рствый, уч…ба, деш…вый, чащ…ба, тяж…лые ож…ги, Печ…рин, Ш…лохов, ш…тландский, ч…порный.

Далее следует самостоятельная работа репродуктивного характера по учебному пособию для старшеклассников В. Грекова, Л. Чешко и др. Упражнения выбираются самими учащимися. Затем для закрепления предлагается более сложная работа: это составление словарного диктанта или тестового задания для одноклассников. Начать эту работу можно в классе, а закончить – дома.

Вместе с учителем на следующих уроках подготавливается устное сообщение на изучаемую лингвистическую тему.

Таким образом, поэтапно и в системе формируется осознанный подход к орфографии и орфографическая зоркость.

Список использованной литературы:

  • Егорова Н.В., Дмитриева А.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. М.: Вако, 2005.
  • Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. М.: Дрофа, 2005.
  • Штоль А.А. Русский язык в таблицах (средний формат). Орфография и пунктуация. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…