Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Юлия Евгеньевна Власенко,
педагог-психолог первой квалификационной категории МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 37 I,II вида г. Новосибирска

Как глухому ребенку выбирать профессию?

Проблема выбора профессии является актуальной для всех выпускников школ. Особенно актуальна она для выпускников школ I,II видов (школы для глухих и слабослышащих детей). Глухим и слабослышащим детям сложнее осуществить этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежелания многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями.

Проведение профориентационной работы в школе могло бы облегчить таким детям их профессиональный выбор. К сожалению, отсутствуют государственные, обязательные к реализации в школах профориентационные программы для молодёжи. Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 9-11 классов, разработанный в нашей школе, нацелен на помощь детям в выборе профессии, профилактику основных ошибок выпускников при выборе профессии: выбор профессии под воздействием случайных факторов (близость учебного заведения к месту жительства, выбор «за компанию», под влиянием друзей, фильмов), выбор без учета своих возможностей и требований рынка труда.Этот курс, на наш взгляд, выполняет и образовательную, и адаптационную, и воспитательную функции.

Образовательная функция программы заключается в расширении представлений учащихся о собственной личности (при помощи диагностических методик, направленных на изучение мотивов, личностных ценностей, особенностей характера, склонностей и интересов) и в информации о профессиях и о профессионально важных качествах, предлагаемой учащимся в игровой форме (игры «Поле чудес», «Нужные люди», «Профессиональный характер», «Угадайка», «Выборы»).

Адаптационная функция программы заключается в получении учащимися определенного жизненного опыта в процессе моделирования различных жизненных ситуаций (игры «Лотерея», «Приход в организацию»). Использование этого опыта в реальной жизни помогает не растеряться, не испугаться, а эффективно взаимодействовать в трудной ситуации.

Воспитательная функция программы состоит в формировании у учащихся активной, ответственной жизненной позиции. Ведь многие работодатели основной причиной отказа в приеме на работу глухих как раз и называют такие их личностные качества, как безответственность, пассивность, равнодушие к выполняемой работе. Для формирования активной, ответственной жизненной позиции ребят на уроках элективного курса мы знакомимся с биографиями великих людей, а во внеурочное время проводим встречи учащихся с выпускниками школы. Во время встречи выпускники имеют возможность поделиться своим жизненным опытом с учащимися, рассказать им о своей работе, о том, что помогало и что мешало им в трудоустройстве, выступая в качестве живого примера для подражания.

Работа по программе была начата в 2008/09 учебном году в 10 классе, и по сравнению с классами, в которых такая работа не велась (8 «а» и 11 классы), мы видим, что в 10 классе на конец года больший процент детей способен справиться с задачей выбора профессии.

 

Изменилась и мотивация выбора профессии. У учащихся 10 класса на первом месте интерес к профессии, потом идут высокая заработная плата и престижность. У учащихся 8 «а» и 11 класса – на первом месте высокая заработная плата, престижность и только потом – собственный интерес к выбранному труду.

 

Мы видим, что учащиеся 10 класса имеют более четкое представление о своей будущей профессии, испытывают интерес к выбранному делу. Профессиональный выбор совершается ими более осознанно, с учетом своих способностей, они владеют знаниями о мире профессий и о себе, что говорит о положительных результатах профориентационной работы в нашей школе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…