Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(13) Борис Викторович Куприянов,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ

Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

Были дали голубы,

было вымысла в избытке,

и из собственной судьбы

я выдергивал по нитке.

Б. Окуджава

Как мы мечтаем, чтобы наши дети поскорее выросли, как грезим их карьерными достижениями, когда они идут в первый класс. Но наступает час истины, и этот час истины последние два класса (десятый и одиннадцатый) – старшая ступень школьного образования, за ней взрослая жизнь, с аттестатом зрелости и ЕГЭ-сертификатом. Ситуация чрезвычайно ответственная, родители теряют сон, приобретают хронические заболевания. Дети, как правило, переживают легче, но всякого рода эксцессы случаются. Здесь припоминается замечательный пример, который как-то привел профессор М.И. Рожков. Рассказывая о результатах исследования значимых событий, Михаил Иосифович ярко продемонстрировал, как расходятся субъективные картинки у педагогов и детей, то, что значимо для одних, другими просто не замечается. Так вот, нужно помочь классному руководителю увидеть всю ситуацию последнего года обучения в школе, выработать линию поведения и стать для заинтересованных в судьбе собственных детей родителей важным человеком. Это ведь и понятно, родители, проживая ситуацию выпуска – поступления чрезвычайно нуждаются в совете, а иногда и просто в возможности проговорить вслух все жизненные обстоятельства. Вряд ли можно по-настоящему увидеть все перипетии этого периода, не побывав в той или иной шкуре.

Общаясь с родителями, классный руководитель не только обсуждает текущие дела, но и готовит их к будущим ситуациям, одна из самых актуальных – это подготовка детей к продолжению образования.

Значение этого периода для будущего молодого человека трудно переоценить, и поэтому классный руководитель, выступая от имени обобщенного Взрослого, призван помочь всем персонажам этой истории, решить актуальные жизненные задачи, сделать такие важные шаги к благополучию. Может, ошибочно возлагать на классного руководителя бремя первой скрипки, но кто так расположен к детям, родителям и школе, кто еще занимает ту срединную позицию, оставаясь на грани 1, принадлежа и ученическому классу, и педагогическому коллективу.

Остановимся на действующих лицах и исполнителях:

– будущий выпускник (выпускница);

– родители будущих выпускников;

– администрация школы;

– учителя-предметники;

– репетиторы;

– сам классный руководитель.

 

ДЕТИ (ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ)

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один.

Б. Пастернак

Начнем с главного героя. Конечно, в большинстве своем старшеклассница (старшеклассник) слабо себе представляет «масштаб катастрофы», может, и к счастью для него самого. Для того чтобы нарисовать обобщенный и в тоже время разноликий портрет, введем некоторые параметры:

– образ желаемого будущего (чего хочет школьник (школьница)),

– каковы его познавательные способности (прежде всего, память и мышление) и академический капитал (уровень усвоения учебного материала на предыдущих этапах обучения, пробелы в знаниях по тому или иному курсу),

– возможности к мобилизации (то, насколько школьник, что называется, может взять себя в руки, настроиться на эффективную работу).

За всем этим маячит отношение к себе, мера принятия или непринятия самого себя (уверенность – неуверенность в своих силах), во многом сформированная родителями, педагогами и сверстниками.

Продолжая размышления о главном герое, отметим несколько широко распространенных черт – инфантилизм и иждивенчество. Думается, что современный старшеклассник достаточно сильно отчужден от экономических реалий, поэтому плохо представляет последствия своих поступков и бездействий. Он, например, не всегда представляет меру напряжения семейного бюджета вследствие расходов на оплату репетиторов. Очень сложно от учащихся старших классов ждать зрелого поведения. Отсюда одна из актуальных задач – помочь будущим выпускникам «по-взрослому» осознать ситуацию, принять участие в обсуждении вариантов желаемого будущего, совершить цепочку выборов и осуществлять определение индивидуальных жизненных стратегий. Именно в этот период у старших школьников возникает возможность получить ни с чем несравнимый опыт самостоятельного и ответственного осмысления обстоятельств собственной жизни, анализа, рефлексии, целеполагания и т.д. Конечно, все дети разные, и образы желаемого поведения сильно расходятся. Например, одна приятельница как-то с восхищением рассказывала о своем ученике, который поставил себе задачу поступить в Московский университет им. М.В. Ломоносова. Герой рассказа занимался так, что вдвое похудел, отказался от всего, кроме еды, сна, подготовительных занятий. Результат был достигнут – юноша поступил.

Отношение к жизни некоторого числа старшеклассников ярко иллюстрирует схема замечательного психолога Владимира Николаевича Дружинина, сформулированная в варианте жизни «Жизнь начинается завтра» (Жизнь как Предисловие): «Это вечное детское состояние. Настоящая жизнь – взрослость – еще только предстоит. Она, как горизонт – удаляется с каждым шагом (днем, месяцем, годом). И когда впереди уже чернеет пропасть, мы останавливаемся в растерянности: время прошло. Ты готовился к настоящему, подлинному существованию, но дорога уже пройдена, а обратного пути нет. Жизнь потрачена на подготовку к ней»2. Другими словами, важная задача взрослых помочь будущим выпускникам прожить эти два последние школьные годы интересной насыщенной жизнью, полноценно встретить юность.

 

РОДИТЕЛИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Вымысел – не есть обман.

Замысел – еще не точка.

Дайте дописать роман

До последнего листочка.

Б. Окуджава

Самый трагический персонаж нашей пьесы – родители. Родители вовлечены в ситуацию в полной мере, они видят почти весь масштаб пьесы, и самое главное, они осознают риск неудачи. Конечно, среди них встречаются те, кому в силу разных причин все перипетии с ЕГЭ и поступлением не актуальны даже на минимально необходимом уровне. Минимально необходимое участие родителей в жизни детей последних школьных лет обусловлено недостаточным жизненным опытом старшеклассников, недостаточной подготовкой к решению собственных проблем. Для понимания ситуации, нарисуем две противоположные крайности.

Первая крайность состоит в том, что родители не особенно вникают в обстоятельства окончания школы и продолжения образования, либо слишком заняты своими делами, либо надеются на школу, самого ребенка, как они думают, предоставляя самостоятельность. Самостоятельность – вещь хорошая, но только в том случае, когда предыдущая логика семейного воспитания эту самостоятельность культивировала, развивала. Но и при таком сценарии наличный жизненный опыт будущего выпускника, как правило, ограничивает сектор обозреваемых социальных реалий. И когда эти реалии дают о себе знать, ребенку грозит разочарование, надлом и прочие далеко не позитивные перспективы.

Вторая крайность выражается в том, что родители на этом этапе фактически подменяют своего ребенка, как в плане выбора, так и во всех организационных делах. Всю картину предстоящей баталии за поступления видят только они, зачастую не посвящая своих чад в детали, нюансы. Они договариваются с репетиторами, выстраивают целевые направления, создают максимально возможные преференции. Для себя эта позиция оправдывается заботой о будущем ребенка, на деле все оказывается не так однозначно. Особенному риску подвергают те мамы и папы, которые не отдают себе отчет в том, что в образе будущего своего ребенка они реализуют свои, порой неудавшиеся мечты. А живя со своими родителями, к старшим классам мальчик ли девочка, скорее в качестве нормы, считывают тот вариант жизни, который видят каждый в своей семье. Так закладывается мина замедленного действия, грозящая в будущем серьезными проблемами: разочарования, осознания ошибки выбора, неспособности осуществить дерзостные мечты предков.

Серьезные проблемы в работе по профессиональной ориентации в нынешнем российском образовании создают трудности самоопределения старшеклассников. Обнаружив у своих детей вакуум в сфере профессиональных планов, внимательные родители начинают мифологическую работу, подкидывая (навязчиво или ненавязчиво, зависит от педагогического дара родителей) ребенку представления о профессиях, обеспечивающих жизненный успех и благополучие. Само по себе это не так плохо, как может показаться вначале. Однако нужно постепенно работать с будущими выпускниками на осознание того, чего хочется.

 

ШКОЛЬНЫЕ И НЕШКОЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ

А нет бы – послушаться, правда?

Олег бы послушал – еще один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

В. Высоцкий

Репетиторы своеобразный персонаж нашей истории, во-первых, они играют роль второго плана, хотя и среди них встречаются виртуозы. Не так давно значительная часть репетиторства представляла собой коррупционную ширму, репетиторством занимались преподаватели вузов, которые потом принимали вступительные экзамены (одни честно, что называется, натаскивали будущих абитуриентов на те задания, которые сами и формулировали, другие не особенно себя утруждали). Сегодня главное в репетиторстве – это понимание нюансов заданий по ЕГЭ и подготовка к точной трактовке (многократное повторение от лат. repetitor – тот, кто повторяет). В современном репетиторстве есть несколько сторон, которые могут в каждом конкретном случае сочетаться.

Репетиторство как восполнение имеющихся у школьников пробелов в освоении образовательной программы. У школьника в ходе обучения возникли так называемые пробелы (пропуск, упущение), часть содержания образования (отдельные темы, разделы) оказалась неусвоенной. Упущенными могут быть как фактический материал, так и схемы и способы решения задач. Такое положение препятствует успешному выполнению заданий единого экзамена. Фактически в этом случае родители платят за некачественное выполнение школой (учителями-предметниками) своих обязанностей.

Репетиторство как организация и контроль тренировки учащихся в решении различного типа и уровня задач. Такой вариант репетиторства востребован в том случае, когда у школьников есть проблемы с самоорганизацией и дисциплиной. То есть то, что учащийся может в значительной степени тренировать в решении учебных задач в ходе самостоятельной работы, выполняется под контролем педагога. Обобщая, сформулируем формулу: родители платят за лень своих детей.

Репетиторство как реализация образовательной программы повышенного уровня вызвано тем, что часть содержания не входит в школьную образовательную программу, зато включена в тестовые материалы ЕГЭ, особенно часто это касается заданий уровня «С».

Существующие сегодня практики репетиторства различаются по степени формальности:

– репетиторов нанимают через структуру (агентство), отношения регламентируются договором, неофициальных отношений у родителей с репетитором не существует, либо они минимальны, услуги достаточно дороги за счет наличия посредников;

– репетиторов нанимают по рекомендации (школьного учителя, вузовского преподавателя, родителей выпускников прошлых лет и других авторитетных людей), договор может быть, а может и отсутствовать, неформальных отношений также нет, высокая цена может быть обусловлена хорошим имиджем репетитора;

– репетиторами становятся хорошие знакомые, друзья, родственники, те люди с которыми родителей ученика связывают тесные неофициальные отношения, поэтому ни о каких контактах речь не идет, цена в несколько раз ниже, чем средняя, однако с регулярностью занятий могут быть проблемы.

Для администрации школы сдача очередным выпуском ЕГЭ и поступление в вузы и ссузы – это своего рода щит на воротах Царьграда. Символика побед, из которых формируются мифы о «хорошей и плохой школе». Бывает, что школы при этом нередко грешат: гимназии и лицеи, не признавая в открытую, начинают существовать по схеме «селективной школы» Ванискот. Это выражается в том, что постепенно отсеиваются ученики по двум основаниям: те, у кого возникают учебные трудности, и те, чьи родители не готовы финансировать репетиторов, занятия с которыми снимают остроту возникших проблем. Поэтому к хорошим баллам на ЕГЭ и поступлению на бюджетные места прямое отношение имеет не только, а в некоторых случаях не столько школа. Все это не исключает реальную работу и ощутимые результаты отдельных педагогов-предметников, которые следят за пассажами разработчиков егэшных заданий, считывают сущность и натаскивают старшеклассников на решение тех задач, которые им будут предложены в КИМах.

Учителя-предметники делятся на две категории: ЕГЭ-озабоченные и ЕГЭ-беспечные. Про вторых в данной пьесе много не скажешь, потому что их участие в пьесе сводится к формуле «попытаться не мешать». Во имя детей, их будущего большинство учителей идут навстречу, снижают требования в ситуации, когда данный предмет не входит в перечень актуальных для сдачи и поступления в вуз. Однако здесь есть один подводный камень, связанный с выбором детей и родителей. Лучше, когда будущие выпускники и их близкие заранее просчитают все возможные варианты, создадут плацдарм для отступления. Другими словами, если резко ограничить число сдаваемых предметов, то одна неудача способна перечеркнуть шансы и колоссальные усилия, затраченные учителем, репетитором и самим учащимся. Поэтому нужен хороший план экзаменационно-поступательной компании, где обозначены несколько вариантов. С другой стороны, для того чтобы подготовиться к большому числу испытаний, может не хватить времени и сил.

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

О, странность не ищущих выгод,

Удел не щадящих горба!

В. Ланцберг

Ситуация классного руководителя во всей этой истории полностью зависит от того, как он понимает свою роль. Есть классные руководители, которые свою ответственность видят сугубо в пространстве школы, при этом мальчики и девочки, которые учатся во вверенном классе, видятся сугубо как ученики, а при переходе в статус взрослых людей, когда они перестают быть учениками, ответственность заканчивается. Еще один момент в самоопределении классного руководителя представляется очень важным, когда педагог считает свою миссию исполненной: когда отшумел выпускной, все сертификаты выданы (в конце июня), или когда выпускники решили свои жизненные задачи. Как всегда возможны варианты. Но даже в случае, если в июле и августе телефон классного руководителя не разрывается от звонков, думается, справедливо, чтобы педагог максимально подготовил всех участников пьесы к возможным поворотам сюжета.

Классный руководитель может попасть в несколько неоднозначных обстоятельств. Эти неоднозначности связаны с тем, что подготовка к ЕГЭ требует значительных усилий, что вступает в противоречие с существующим учебным планом. То есть, с одной стороны, надо бы сосредоточиться на тех предметах, которые придется сдавать, а с другой, явно игнорировать уроки, не попавшие в приоритетный список, было бы неверно. Здесь возникает необходимость помочь самим будущим выпускникам выстроить взрослую траекторию, да и педагогам, работающим в классе, занять гибкую и ориентированную на детей позицию.

Вторая неоднозначная ситуация состоит в том, что последние годы обучения в школе потенциально самые интересные в плане самореализации школьников, они уже многое знают и умеют, и пожертвовать интересной школьной жизнью только ради поступления, наверное, также не совсем правильно.

Размышляя о работе классного руководителя, думается, будет правильным напомнить формулу классного руководства: управление ресурсами школы и окружающей среды для решения актуальных задач воспитания учащихся. Другими словами, даже если классный руководитель не особенно вникает в репетиционные дела будущих выпускников, крайне нелепо делать вид, что этой значительной и актуальной сферы жизни у старшеклассников нет. Более того, кроме классного руководителя некому помочь учащимся и родителям адекватно соотнести репетиционную и школьную нагрузку. Классный руководитель в этой сфере должен быть крайне осторожен: репетиторство – зона проявления амбиций школы, вузовских преподавателей, репетиторство – бизнес, где количество учеников и уровень оплаты напрямую зависят от имиджа репетитора. Добавим еще и правовые неоднозначности и получим осиное гнездо, приближаться к которому захочется далеко не каждому. И все же, повторюсь, нельзя делать вид, что этого не существует.

 

ПЕРВАЯ МИЗАНСЦЕНА

Ты уймись, уймись, тоска у меня в груди!

Это только присказка – сказка впереди.

В. Высоцкий

Дав описания действующих лиц и набросав мазки к сюжету пьесы, перейдем к предложениям – советам для классного руководителя.

Первое – это время! Самым своевременным будет провести разговор на первом родительском собрании в 10 классе, обрисовав кратко ситуацию (актуальные задачи, возможности, необходимые действия), классный руководитель может сформулировать для родителей проблемные вопросы:

– Когда предполагается разговор с ребенком по поводу дальнейшей после школы учебы? Есть ли у родителей представление, о чем рассказывать? Нужна ли методическая помощь?

– Как составить семейный план подготовки к сдаче ЕГЭ и последующих действий? (кто из членов семьи за что отвечает?) Ясно ли, какой набор предметов будет приоритетным? Какие предметы могут быть запасными? Как составить список вузов, на поступление в которые можно ориентироваться? Каковы приоритеты: остаться в своем городе или попытать счастье в других городах? Как решать вопросы проживания отдельно от родителей?

– Какие ресурсы (финансовые и образовательные и проч.) имеются в семье, например, степень необходимости репетировать те или иные предметы? Есть возможности участвовать в олимпиадах, дающих право на льготы при поступлении? Можно ли получить целевые направления, в каких организациях и на каких условиях?

В ходе первого разговора можно сформулировать некоторые принципы, уточняющие предмет обсуждения и планирования.

«Вот, времена, вот нравы». В современной ситуации выбор складывается не только в плане профессии, сколько в плане образования. Выбор делается зачастую не на то, кем хочу работать, а какое образование можно получить? Какие предметы осваиваются успешнее? Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратуру) приводит к тому, что вуз не столько занимается профессиональной подготовкой, сколько образованием. Как бы к этому не относиться, целесообразно воздержаться от обсуждения мировых проблем, несовершенств законодательства, ошибочных решений руководства Минобраза, Рособрнадзора, гороно, директора школы и проч. Совместные заклинания вряд ли помогут, а время потратится много.

«Все в наших руках». В подготовке к продолжению образования целесообразно родителям взять всю полноту ответственности, не надеяться ни на кого, и особенно на волшебника в голубом вертолете: «прилетит, бесплатно покажет, наверно оставит в подарок и т.д.». С другой стороны, задача поступления хотя и очень трудная, но решаемая, если подойти к ней как к задаче (понять – что спрашивается и каковы условия). Решение задачи состоит из двух частей: успешная сдача ЕГЭ и точный выбор вуза. Про решение второго вопроса следует более подробно поговорить в 11 классе, ближе в Новому году, пока эта информация не актуальна.

«Г-г-г-главное не б-б-бояться». Откажитесь от запугивания, нагнетания истерии, такое нередко встречается. Почему-то многие считают, что, запугав родителей, легче заставить их активно участвовать в ситуации детей, думается, что это порочный принцип. Наоборот, не боязнь, а здравая и ответственная позиция родителей определит итоги совместных усилий. Кроме того, нужно посоветовать родителям не пугать детей, а начать с ними взрослые разговоры, разделить с ними ответственность за принимаемые решения.

«Встречные усилия». Классный руководитель должен обозначить свою позицию во всей работе данного направления. Можно договориться с родительским комитетом и в узком кругу обозначить те наиболее неоднозначные моменты, которые не надо публично обсуждать. Прежде всего, урегулирование отношений с учителями-предметниками в обозначении егэшных приоритетов будущих выпускников. Здесь надо быть весьма аккуратными, так же как в вопросе репетиторов. Есть учителя-предметники, болезненно воспринимающие любые покушения на значимость преподаваемой дисциплины: «Математика – царица наук и все тут!». Следует подумать о факультативах по выбору, снизить пресс тех предметов, которые не попали в приоритет.

«Ты, время, не деньги, но тоже тебя не хватает». Родителей следует предупредить о том, что в выборе нельзя тянуть, опасно откладывать самоопределение на потом, можно подвергнуть будущее детей риску, если через год опомниться и понять, что нужно готовить еще какой-либо предмет, который прежде не попал в список первостепенных.

«Взять языка». Для проведения этого родительского собрания можно пригласить классного руководителя прошлого выпуска, родителей выпускников, для того чтобы они поделились своим впечатлениями. Конечно, заранее с этими людьми надо встретиться и проговорить основные тезисы их рассказа. Главное, чтобы это было недолго и по делу.

 

ВТОРАЯ МИЗАНСЦЕНА

Малыш, ты видишь: вот моя рука,

Ладонь, что помнит дротики и луки,

На ней – дорога Дней, ручей Разлуки,

К которому ты брел издалека.

В. Ланцберг

Серьезную работу следует провести также и с учениками. Им целесообразно рассказать о теме родительского собрания и настроить на сотрудничество с родителями и учителями. В плане подготовки к выбору можно провести коллективно-творческое дело «Исследуем возможности». Идея может быть простая: каждая группа готовит и представляет (рекламирует) те или иные вузы своего и соседних городов, с рекомендациями, кому и куда можно поступить. Затем создаем классный рейтинг ближайших вузов.

Еще один ход – это индивидуальный комплексный план подготовки к поступлению. Разработать его не сложно: задачи и проблемы, возможности и ограничения, план действий.

На встречу с десятиклассниками можно пригласить студентов-первокурсников, также обговорив предварительно основные вопросы. Можно провести это мероприятие в виде пресс-конференции, тогда было бы хорошо позвать трех-четырех человек. Можно это приурочить к первым студенческим каникулам.

Достаточно хорошие возможности дает сегодня и Всемирная сеть, особенно сетевые сообщества «Контакт» и «Одноклассники», здесь можно развернуть обсуждение, интервьюирование вчерашних и позавчерашних выпускников школы (выпуск прошлого и позапрошлого годов).

 

ТРЕТЬЯ МИЗАНСЦЕНА

Третье направление действий классного руководителя связано с оптимизацией взаимодействия с администрацией школы и учителями-предметниками. Здесь целесообразно провести совещание с учебным завучем, чтобы определиться в правилах и единых педагогических требованиях. Работа с коллегами – самая тяжелая, но необходимая. Конечно, многие предпочитают не совещания, а индивидуальную работу. Здесь универсальных инструментов нет, важнее еще раз актуализировать педагогическую позицию: «От нас зависит будущее выпускников!» Речь должна идти про то, как превратить обучение в старших классах в партнерство, какие общественные договоры с родителями и детьми необходимо заключить и как часто уточнять различные положения.

Итак, мы, может, и не очень скрупулезно, но дали картинку действий классного руководителя в судьбоносный момент учащихся. Рискнем предположить, что после таких разговоров с родителями и старшеклассниками многие частные вопросы жизнедеятельности учеников в школе будут решаться более конструктивно. Классный руководитель, приняв на себя часть ответственности, заслужит у детей и родителей доверие. Хотя, без сомнения, вся эта работа сложна, кропотлива и требует больших усилий.

Успехов!

1. Не в этом ли кроется маргинальность классного руководства.

2. Дружинин В.Н.Варианты жизни  очерки экзистенциальной психологии.-– Спб.: "Иматон-М", 2000

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 100)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…