Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(4) Елена Витальевна Филатова,
кандидат педагогических наук,
доцент социально-психологического факультета
Кемеровского государственного университета

Все статьи автора(3) Ксения Михайловна Грабчук,
ассистент социально-психологического факультета
Кемеровского государственного университета

Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей

Период глубоких социальных и экономических преобразований, переживаемых Россией в последние десятилетия, трансформация современного российского общества особенно болезненно отразилась на наименее защищенной части населения – детях. Следствием социально-экономической дестабилизации становятся появление таких семей, условия в которых угрожают жизни и здоровью детей. Семейное насилие и жесткое обращение порождает такое тяжелое явление современной российской действительности, как социальное сиротство. Значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержится в государственных учреждениях различного типа [1].

В связи с этим обозначилась проблема детей, находящихся в этих учреждениях, – защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разрешение данной проблемы входит в должностные обязанности социальных педагогов. Социальный педагог согласно должностной инструкции должен осуществлять комплекс мероприятий по социальной защите личности в учреждении, принимать меры по реализации прав и свобод личности обучающихся, осуществлять работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

В результате проведенных нами исследований мы выяснили, что на должности социального педагога до сих пор работают люди, не имеющие специального образования; среди социальных педагогов много начинающих. Изучив образовательные потребности социальных педагогов и типичные затруднения в их профессиональной деятельности, мы совместно с практикующими социальными педагогами разработали методическое пособие, содержащее технологические карты, которые содержат алгоритм работы социального педагога в обеспечении социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната VIII вида. Отличительной особенностью данного пособия является то, что в него включено не только теоретическое описание особенностей социально-педагогической деятельности в условиях учреждения интернатного типа, характеристик типов семей и родителей, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и, самое главное, в нем дано описание технологии (алгоритма) социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Мы использовали технологический подход при разработке методического пособия. Технологичность – стиль современного научно-практического мышления. В работе T.J. Newby и D.A. Stepich технология определяется как систематическое применение научных знаний в практической деятельности [6]. Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, а это означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости, в том числе и социально-педагогического процесса.

Разработанное нами методическое пособие для социальных педагогов в основе содержит идеи П.Я. Гальперина, автора концепции поэтапного формирования умственных действий, о необходимости давать обучающимся достаточные для правильного выполнения действий зримые (наглядные) ориентиры, при опоре на которые обучающийся мог бы сразу, без получения каких-либо предварительных знаний, без заучивания, зазубривания, механического запоминания безошибочно действовать в практическом плане [2]. Вслед за П.Я. Гальпериным мы включили в пособие сведения о порядке и последовательности заданных действий и операций. Эти сведения ориентируют социального педагога в осваиваемой деятельности. Наше пособие – это учебно-методическое средство, представляющее собой структурно-логическую схему практических действий. Суть методики заключается в том, что обучаемый, прочитав задачу, следует заданной схеме и, опираясь на нее, проделывает нужные действия в соответствии с условиями задачи. Если он строго следует указаниям схемы, то через какое-то время задача будет решена. Технологические карты разработаны на основе анализа должностных инструкций социального педагога. Они, с нашей точки зрения, обеспечивают понимание того, что от социального педагога ожидается в контексте профессиональной деятельности и поведения. Технологические карты отражают наиболее важные стороны профессиональной деятельности социального педагога.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе-интернате, является определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения, место нахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья) и оформление детей в школу-интернат. В учреждение направляются дети-сироты, родители которых умерли или признаны судом безвестно отсутствующими, и дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения родительских прав, родители находятся в местах лишений свободы, в психиатрической больнице, или эти дети были брошены родителями. Решению этих задач придается особое значение, т.к. разработка дальнейших мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защиты воспитанника непосредственно зависит от полученной информации. Именно поэтому в нашем методическом пособии представлен основной пакет документов, необходимых для оформления детей в школу-интернат, который зависит от статуса ребенка, разработана анкета, в которую включены вопросы, касающиеся данных о дате рождения ребенка, места его проживания, сведения о родителях и т.д. (схема 1).

Схема 1

Алгоритм работы по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах, в соответствии с п. 1. ст. 73 СК РФ

В ряде случаев социальный педагог принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к лишению или ограничению родительских прав родителей несовершеннолетних детей. Социальный педагог школы-интерната, являясь истцом по делу о лишении родительских прав, собирает материалы дела, заявляет ходатайство, предоставляет суду доказательства и участвует в их исследовании. Практика показывает, что категория осужденных родителей не интересуется своими детьми, материально им не помогает, а иногда и вовсе не известно место их отбывания наказания. Согласно разработанному алгоритму работы по лишению родительских прав и оформления алиментов на ребенка, находящегося в школе-интернате, порядок действий социального педагога следующий. В случае если место наказания известно, то социальному педагогу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о выплате алиментов, а если место наказания неизвестно, то он обращается в областной информационный центр УВД с просьбой сообщить адрес места отбывания наказания (схема 2).

Схема 2

Алгоритм работы по лишению родительских прав осужденных родителей

Одним из направлений деятельности социального педагога в школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии является осуществление комплекса мероприятий по защите материальных, жилищных, гражданских прав детей. При защите материальных прав воспитанников школы-интерната, к которым относят право на получение алиментов с родителей, пенсии (по утрате кормильца, трудовая, социальная), социальный педагог осуществляет взаимодействие с такими учреждениями, как отдел социальной защиты, прокуратура, главы администрации городов и районов, управление юстиции, пенсионный фонд, судебные приставы, суды, сберегательные банки.

Наряду с перечнем необходимых документов, представленных в методических рекомендациях, нами разработана последовательность действий по организации мероприятий по защите материальных прав детей, оставшихся без попечения родителей (схемы 3, 4).

Схема 3

Алгоритм работы по оформлению пенсий воспитанников школы-интерната

Алгоритм работы социального педагога с лицевыми счетами

Так, например, согласно закону родители, лишенные или ограниченные в родительских правах, обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, на которых взыскиваются алименты и зачисляются на счета в отделения Сбербанка. Первым этапом (шагом) в работе с родителями, лишенными родительских прав, с выплатой алиментов является установление места их регистрации путем направления запроса в областное адресное бюро. Если место регистрации установлено, то следующим шаг (этап) – обращение в отделение судебных приставов, где проживают родители, с просьбой о взыскании с них алиментов. Далее идет контроль лицевого счета воспитанника. Если поступлений нет, то социальный педагог подает заявление в суд о привлечении родителей к уголовной ответственности. В случае если место регистрации родителей не установлено, то социальный педагог обращается в УВД с просьбой провести розыск родителей. При установлении места регистрации дальнейшая работа ведется по алгоритму, описанному выше. Если УВД не устанавливает место регистрации родителей, то социальный педагог обращается в суд с исковым заявлением о признании граждан безвестно отсутствующими.

В методических рекомендациях выделены основные этапы работы социального педагога по оформлению пенсий воспитанников школы-интерната. Первый этап – сбор необходимых документов; второй – открытие сберегательной книжки; третий – оформление пенсии; четвертый – контроль за перечислением средств на пенсионные книжки; пятый – закрытие выплат пенсий выбывших воспитанников.

Защита гражданских прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем оформления социальным педагогом регистрации и принятия гражданства РФ.

В целях решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией Кемеровской области принято постановление «Об открытии специальных накопительных счетов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение жилья и улучшение жилищных условий». В задачи социального педагога, работающего в школе-интернате, входит отслеживание поступлений на данные счета.

Охрана жилищных прав воспитанников является одной из важнейших задач, стоящих перед социальным педагогом в учреждении интернатного типа (схема 5).

Схема 5

Алгоритм работы по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Для повышения эффективности работы в направлении постоянного контроля за жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами разработан алгоритм по охране жилищных прав воспитанников в зависимости от категории воспитанников:

– воспитанники, за которыми закреплено жилье, т.е. согласно жилищному законодательству за детьми сохраняется право на жилье на весь период их пребывания в государственном детском учреждении;

– воспитанники, за которыми жилье не закреплено.

В задачи социального педагога входит два раза в год проведение ревизии жилья (составляет акт жилищно-бытовых условий, отмечает сохранность жилья); заключение договора найма жилого помещения; пишет ходатайство в жилищный комитет с просьбой предоставить безвозмездную ссуду ребенку на приобретение жилья, если жилье ветхое и подлежит сносу. Если у ребенка нет жилплощади, то в обязанности специалиста входит сбор документов и постановка его на регистрационный учет по жилью в жилищном комитете. Выработанный алгоритм действий по защите жилищных прав воспитанников учреждения интернатного типа способствует не только эффективности выполнения профессиональных задач социального педагога, но и обеспечению воспитанников жильем.

Как нами было отмечено ранее, социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Разработанное нами совместно с социальными педагогами методическое пособие, на наш взгляд, является комплексным, т.к. представляет собой совокупность всех нормативных документов, которые использует в процессе свой работы, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школе-интернате социальный педагог. Особенностью нашего методического пособия по социальной защите детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, является разработка алгоритмов работы применительно к основным направлениям социально-педагогической деятельности в школе-интернате, что обеспечивает эффективность профессиональной деятельности социального педагога.

Литература

  1. Беличева, С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (Пособие для социальных педагогов и работников) [Текст] / С. А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 112 с.
  2. Гальперин, П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Малызина. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 262 с.
  3. Роль социального педагога в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната VIII вида. Методическое пособие [Текст]. – Кемерово, 2005.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2004 года). – М.: ООО «АСТ», 2004. – 72 с.
  5. Поддубная, Т. Н. Справочник педагога: защита детства в Российской Федерации [Текст] / Т. Н. Поддубная. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 473 с.
  6. Newby, T.J., Stepich, D.A., Lehman, J.D., Russel, J.D. Instructional technology for teaching and learning. – New Jersey. – 2000. – С. 170.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 99)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…