Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Татьяна Владимировна Перышкина,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества

Проблемой становления эстетики как науки, а впоследствии и проблемами эстетического воспитания, занимались ученые, начиная с древних времен, и несмотря на это, на протяжении многих столетий данные вопросы остаются актуальными, они все еще захватывают умы человечества. При этом я поддерживаю мнение о том, что в наш техногенный век, когда большинство взрослых, не говоря о детях, забывают свои исторические корни, включение средств народного творчества в эстетический компонент является просто необходимым. И эстетический компонент может быть представлен не только в изучении предметов художественно-эстетического цикла, но и в изучении тех предметов, которые долгое время считались «негуманитарными», например, математики, физики и др.

Рассмотрев множество определений понятия «эстетическое воспитание» (в трудах Д.Б. Лихачева, А.В. Луначарского, К. Маркса, В.Н. Шацкой и др.), можно выделить основные положения, раскрывающие его сущность: это процесс целенаправленного воздействия на формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, задачами которого является формирование эстетических вкусов и идеалов личности и развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Эстетика как наука, а вместе с ней и эстетическое воспитание перешагнули сегодня границы искусства, но оно (искусство), в том числе и народное творчество, было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание – основным средством формирования эстетического отношения к миру. Своеобразие, специфика, сущность искусства состоит в том, что оно есть концентрированное выражение человеком своего эстетического и идеально-нравственного отношения к действительности в разных жанрах художественного творчества, в художественных образах-обобщениях.

Уже не оспорим тот факт, что основу эстетического развития человека закладывает школа. Перед школой стоит одна из самых важных и трудных задач – формирование гармонически развитой личности. В выполнении этой задачи большая роль принадлежит эстетическому воспитанию, которое способствует формированию в человеке чувства прекрасного.

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» [2, С. 145]. Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, где без эстетического отношения это мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» [2, С. 29].

Основное внимание нужно сосредоточить на эстетическом воспитании младших школьников с включением народного творчества, т.к. основы воспитания закладывает начальная школа, формируя мировоззрение, нравственный и эстетический мир ребенка. Кроме того, младший школьник ближе к семье, больше подвержен ее влиянию и через нее – воздействию народного искусства, и сам учебный материал позволяет использовать его в учебном процессе. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней, поскольку народное творчество близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).

Проанализировав педагогический опыт учителей, а также программы и учебники для начальной школы, можно сделать вывод о том, что эстетический компонент хотя и заложен во многие программы, но не активизируется в полной мере. Вопросы эстетического воспитания в литературе представлены довольно широко, но практически отсутствуют программы (либо они узко специализированны), в реализации которых использовалось такое средство, как народное творчество. Эстетическое воспитание, на мой взгляд, должно пронизывать всю жизнь ребенка, а не ограничиваться только специализированными занятиями. Эстетический облик народа, его культуру в какой-то мере определяет народное творчество, оно служит средством объединения людей вокруг многих великих «вековых образцов» произведений прикладного искусства и ремесла, которые давно вышли за национальные рамки, став ценными для всего человечества.

Обучающиеся моего класса вначале 2008-2009 учебного года довольно хорошо владели такими понятиями как «красота», «эстетика», «творчество», но они и связанные с ними действия специализированы только на предметы художественно-эстетического цикла и не переносятся ни на повседневную жизнь, ни на другие учебные предметы. В ходе работы с классом мной были взяты за основу три блока критериев оценки эстетического воспитания: «оценочно-эмоциональный», «познавательный», «деятельностный, или творческий»; по каждому критерию были разработаны показатели для определения уровня эстетической воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий.

Также в прошлом учебном году была разработана система занятий, где я старалась затронуть все аспекты данной проблемы, и центральным принципом стал принцип «интегративности» – эстетический материал рассматривался во взаимосвязи с другими областями знаний, науками (в частности с математикой), и в связи с возрастными особенностями младших школьников широко использовалось народное творчество. В процессе разработки этих занятий я опиралась, помимо интеграции, на следующие принципы: «историзма» (рассмотрение учебного материала в исторической последовательности), «проблемности» (поиск ответов на проблемные вопросы), «оценочности эмоционального состояния».

Вся работа велась в группах по пять-шесть человек, которые были сформированы по методике Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» [4]. Целью применяемого теста было выявление индивидуально-типологических различий обучающихся и отнесение его к тому или иному типу (роли). Распределение в группах ролей позволило ускорить работу над учебным материалом. Каждое задание предполагало взаимодействие ролей «руководителя», «ученого», «художника» и др., что позволяло активно включать всех учащихся в учебную деятельность. На разных этапах занятий учителю отводились различные позиции: «автора», «интерпретатора», «организатора», «координатора» (по методике И. Реморенко [3]).

Сначала были проведены вводные беседы, направленные на достижение целей развивающего, воспитательного и обучающего аспектов, специфичных для 3 года обучения (1-4) в общеобразовательной школе.

1. История красоты (беседа с постановкой проблемной ситуации). Основные положения занятия: выявление знаний детей о красоте, постановка проблемных вопросов: «Всегда ли существовало такое понятие, как «красота»?», «Во все времена красота одинаковая?»; сообщение исторических данных; постановка проблемного вопроса: «Бывает ли красота некрасивой?»

2. Окружающая нас красота (беседа, сопровождающаяся фоновой музыкой: тихая классическая музыка, звуки природы). Основные положения занятия: составление списка предметов, явлений, которые дети считают красивыми, постановка проблемных вопросов: «Можем ли мы найти в нашем мире что-нибудь некрасивое?», «Может ли человек создать некрасивое? Все ли творения и действия человека прекрасны?», «Одинаково ли все люди относятся к предметам, окружающим их (к предметам искусства)?», подготовить список предметов, явлений, поступков, которые родственники считают красивыми.

3. Народное творчество как одна из доступных форм красоты (беседа-экскурсия в прошлое). Основные положения занятия: рассмотрение ситуаций: отношение славян к окружающему миру, что они считали красивым, что (зачем) использовали в символике, как обучали маленьких детей, зачем украшали бытовые предметы, почему их творчество понятно; обобщение данных, полученных на предметах художественно-эстетического цикла, работа с символическими образами.

Далее проводились занятия, целью которых было выявление законов красоты детьми, создание своих образов, соединение математического и эстетического компонента в единую систему. Работа проводилась в сформированных группах. Были подобраны задания, соответствующие теме, критериями отбора служили: образовательная сторона заданий, внешняя сторона заданий (для чего это человечеству, миру), внутренний смысл (для чего это мне нужно).

  1. Законы красоты. Создание образа. Ключевые моменты занятия: закрепление знаний детей о красоте; знакомство с понятием «художественный образ», построение образа (доказательство существования законов); рассмотрение взаимосвязи математики и образов (или «география без карты») и синтеза живописи и математики на примере народной символики.
  2. Внутреннее содержание образа. Ключевые моменты занятия: формула и образ – взаимосвязь понятий; внутреннее «наполнение» геометрических фигур для народного искусства; азбука Морзе и математический язык (значение знака), «Что красиво в задаче – текст или решение?», внутренняя и внешняя красота.
  3. Логичность как основа образа. Ключевые моменты занятия: рассмотрение понятий «равенство», «уравнения», «математические выражения», «Что значит решить задачу/уравнение красиво?», рассмотрение орнамента и математического узора, выявление законов построения; устное народное творчество и математика, сочинение сказки или стиха математического содержания, сочинение текста задачи.
  4. Простота как смысл красоты. Ключевые моменты занятия: «Почему нот всего семь? Почему три основных цвета?»; точка, звук, знак – начало образа, рассмотрение разных направлений в живописи (в том числе и народное творчество и его направления), «Стремится ли красота быть проще?».
  5. Оригинальность как фактор создания нового. Ключевые моменты занятия: рассмотрение понятия «оригинальность», значение для искусства; отличие народной символики, «Почему совершаются открытия?», закрепление пройденного материала.

После этих занятий была проведена итоговая диагностика, по результатам которой можно утверждать, что у детей повысился познавательный интерес к искусству и народному творчеству, они стали более активны в творческой деятельности, наблюдается заметный рост теоретических знаний.

Библиография

  1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Педагогическое общество России, 1995.
  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме Эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Реморенко И.М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве. Автореферат. – Красноярск, 2001.
  4. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
  5. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1994.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 24)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…