Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(5) Наталья Владимировна Воронина,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ СОШ «Перспектива»
Центрального района г. Новосибирска

Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)

Современное общество переживает сегодня серьезные проблемы. Период назревания глобального экономического кризиса негативно влияет на семейные отношения. Статистика отмечает, что в период экономических кризисов возникает большая вероятность распада семей. Взрослым приходится много работать, чтобы выжить, нехватка доходов отрицательно действует на отношения между членами семьи, и страдают в такой ситуации, в первую очередь, дети.

Кроме того, в нашей работе с детьми имеет место проблема одиноких матерей, отцов, семей с низкими материальными доходами, неблагополучных семей. И, конечно же, всем известно, что такие семьи не могут быть «здоровыми». Мы наблюдаем еще и то, что в таких семьях недолжным образом выполняются функции воспитания.

Семья – часть общества, его важнейшая ячейка. В ней отражаются все общественные интересы, она испытывает на себе действие общественных диспропорций, противоречий. Успешное выполнение семьей всех функций определяется не только внутренним ее состоянием, но и социальным здоровьем общества.

Процесс кардинального оздоровления общества в конечном итоге должен закрепиться в семейных отношениях. Только в этом случае семья способна выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения. Семья должна быть подлинно сильной, здоровой, способной решать самые сложные «внутренние» и общественные проблемы.

Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют также взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка. Задача педагога сегодня – выстраивать воспитательную систему в своей деятельности, не только включая детское воспитание, но и воспитание родителей.

Исходя из указанной проблемы, целью работы по воспитанию родителей является создание для них таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели.Для осуществления такой цели, прежде всего, классному руководителю необходимо решить следующие задачи:

– изучить психолого-педагогические предпосылки, направленные на понимание педагогического взаимодействия с родителями учащихся в качестве их воспитания;

– усвоить содержание воспитания родителей, ознакомиться с технологиями работы с семьей;

– внедрить передовой опыт и новые технологии работы с семьей как факторы, способствующие повышению эффективности в развитии ребенка.

Сущность понятия «воспитание родителей». «Воспитание родителей» – организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также отношения семьи к обществу, культуре (Т.И. Шамова, Т.И. Давыденко).

Воспитание родителей – это попытка помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания. В итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность разностороннего развития и благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного общества.

Говоря о воспитании родителей, необходимо иметь в виду, что речь идет, прежде всего, о благополучии, здоровье и счастье всей семьи, о дальнейшем развитии взаимоотношений между членами семьи, основанных на их стремлении к общению между собой. Подобные цели достигаются путем передачи родителям знаний о воспитании детей и о развитии семьи в целом.

ТЕХНОЛОГИИ

1. Воспитательные технологии. Приведем некоторые основные модели воспитательных технологий (классификация Г.Н. Шибановой, Т.М. Давыденко, Т.И. Шамовой).

1.1. Адлеровская модель. Ее задачи: помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков; помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности. В рамках МБОУ СОШ «Перспектива» применяем данную модель в основе, а также модель 1.3.

Принципы модели: семьяэто организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений; чувства следуют за мыслью и поведением. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой; взаимоуважение; разум выступает больше, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя. Основные понятия – «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты».

1.2. Учебно-теоретическая модель. Данная модель вобрала в себя множество различных программ по воспитанию. Исходная идея – родители могут научить детей адекватному поведению в обществе.

1.3. Модель чувственной коммуникации. Внимание здесь концентрируется на коммуникационных отношениях, общении, умении слушать ребенка до конца, умении говорить с ребенком, чтобы результатами переговоров были довольны обе стороны.

2. Просветительские технологии.

2.1. Информационные – лектории, доклады, собрания, конференции.

2.2. Личностно-ориентированные – психолого-педагогические консультации; школа молодого родителя; семейный консилиум; психолого-педагогический практикум, диспуты и дискуссии; деловые игры.

3. Социально-реабилитационные технологии.

3.1. Процедуры по защите от негативных влияний внешнего мира.

3.2. Ролевые игры, имитационное моделирование, анализ ситуаций.

3.3. Проигрывание конфликтных ситуаций в семье. Способы разрешения конфликтов.

3.4. Организация и проведение семейных праздников.

4. Диагностические технологии.

4.1. Сбор биографических данных каждой семьи, их компьютерная обработка, анализ полученной информации.

4.2. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), предложенный А.Я. Варга, В.В. Столиным. Данный тест исследует родительские отношения как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

4.3. Методика измерения родительских установок и реакций. Включает в себя три наиболее известные методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, переходной опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера.

4.4. Методика Рене Жиля (проективная методика). Предназначена для исследования сферы межличностных отношений в семье.

4.5. Графические методы диагностики: графические тесты «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Дерево».

Теория воспитания должна уметь находить талант в РЕБЕНКЕ и взращивать это талант наиболее эффективным и естественным способом. Заметьте: не штамповать из живых детей неких биороботов с заданными функциями, а всячески способствовать тому, чтобы человек нашел себя, свое главное умение, свое призвание.

Педагогу, воспитывающему ребенка, надо, прежде всего, найти в себе талант Воспитателя, самый важный из талантов, ибо по-настоящему широко и продуктивно любая теория воспитания начнет развиваться в нашем обществе только после появления мощного социального слоя Талантливых Учителей.

Литература

  1. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. – М., 1993.
  2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.,1999.
  3. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
  4. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. – М., 1992.
  5. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции направления и перспективы: Пер. с финн. – М., 1993.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…