Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Елена Константиновна Пооль,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
классный руководитель 6 «Б» класса
МБОУ СОШ № 160 Ленинского района
г. Новосибирска

Классный час с классным руководителем

Ещё с институтской скамьи у меня появилась страсть доверять свои мысли и чувства бумаге. Дневников за годы скопилось много, некоторые уже утеряны, но на ваш суд я хочу предложить некоторые свои размышления и отрывки из дневниковых записей разных лет, связанные с моей профессиональной деятельностью. Быть может, проблемы, о которых я расскажу, есть и у вас, уважаемые коллеги, и было бы интересно продолжить общение на форуме сайта.

Определение «классный руководитель» двадцать лет назад, когда я переступила порог школы № 132 Ленинского района, казалось мне каким-то сухим, строгим, казённым что ли. «Классный руководитель – определение сродни официальному – «руководитель проекта», «руководитель крупной компании», «руководитель завода». В самом названии, как мне казалось тогда, доминирует контролирующая, направляющая функция человека, который несёт ответственность за многих других. Но ведь классный руководитель не только управленец (хотя проект развития классного коллектива весьма важная составляющая его работы), он помощник, советчик, друг, близкий человек.

Я и старалась быть другом, помощником, советчиком. И многое не получалось, потому что только с возрастом, с опытом понимаешь, что работа классного руководителя должна быть системной, нужно уметь именно управлять сложным механизмом – классным коллективом – и развивать при этом каждую ребячью душу. Развивать словом, поступком, верой в то, что всё обязательно получится.

Я воспитываю сейчас уже третье поколение учеников. Первые мои педагогические удачи и неудачи пришлись на тяжёлые 90-е, когда ко мне в пятый класс пришли мальчишки и девчонки, родившиеся ещё в советское время – в 1980 году. Это было очень непростое поколение, которое лишилось организованного досуга – пионерии и комсомолии, бесплатных кружков и секций, по сути, лишилось внимания родителей, которые то бастовали, то сидели без работы, то ездили за товаром в Китай. Наконец, этому поколению достались в наследство «обломки» советских нравственных ориентиров и ценностей, а игровые автоматы, рэкет, наркотики стали страшными реалиями того времени.

Работая с ребятами того поколения, я ставила перед собой главную задачу – не потерять этих детей, поддержать в них заложенные природой главные человеческие ценности, не дать им озлобиться.

 

Из дневника классного руководителя

16 августа 1990 года

«У вас будет классное руководство в 5 в», – Евгения Ивановна Гусева, директор 132 школы, улыбнулась. – Вы, главное, – не бойтесь!». А я, если честно, и не боюсь. Вернее, боюсь… родителей своих учеников. Родители, на удивление, милые люди, все старше меня. Как же я их буду учить педагогическим премудростям, если я сама ещё ничего толком не знаю?..

24 октября 1990 года

…Сегодня пришёл папа Феди С. По-моему, нетрезв. Долго пытался вспомнить, как меня зовут, наконец: « Слышь, Константиновна, как тут мой Фёдор? Ты, если что, сообщай, я сразу этому архаровцу…»

Архаровец и вправду проштрафился – погуливал в пятом-то классе, на уроках ничего не делал, играл в солдатики. «Николай Петрович, меня зовут Елена Константиновна, а разговаривать я с вами буду только после того, как вы проспитесь, чистый, опрятный придёте в школу, как и подобает родителю».

Не ожидала от себя, что так жёстко буду разговаривать с отцом ученика, который по возрасту мне в отцы годится. Но учитель – это человек культуры, что ж будем воспитывать и родителей…

18 апреля 1991 года

Сегодня испытала на себе великую силу искусства слова. Последний урок изучали «Муму» И.С. Тургенева. Девчонки откровенно плакали (как же тонко все чувствуют!), мальчишки тоже переживали. После урока, как всегда, несколько человек задержались по делам актива, а потом шумная ватага отправилась меня провожать домой. И вдруг… «Елена Константиновна! Мы щенка нашли!» – это бегут ко мне мои пятиклашки. – Мы ему молока дали, а он не пьёт, боится. Его никто не хочет брать, мы уже все квартиры обошли». Глаза горят, лица раскраснелись, какая-то волна всеобщей любви захлестнула пятиклашек. Все в едином порыве заботы об этом маленьком существе, который спит себе и не знает, что пять любителей творчества Тургенева решают его судьбу.

«Елена Константиновна, ну не топить же его, как Муму. Может, вы себе возьмёте?» Только что говорила о любви и сострадании… Ну как я могу сказать им, что собака мне не нужна. Проблема! Детские глаза с надеждой смотрели  на меня. Правда, был и другой взгляд – хитроватый , испытующий, проверяющий…

Белобокий четвероногий пришелец несмело проковылял по новому линолеуму в комнате родителей. «Это что ещё такое?» – мама удивлённо проводила его взглядом. «Мой педагогический дебют», – ответила я…

24 октября 1992 года

Мама Фёдора, полная, грузная женщина, задыхаясь, стояла на пороге моей квартиры. «Елена Константиновна! Беда!» – закончить она не успела, стала медленно оседать на пол. Я в ужасе забарабанила в дверь к соседям – удержать гостью одной не представлялось возможным. Соседка помогла мне довести родительницу до дивана, дала нитроглицерин. Наконец мама Феди заговорила:

«Елена Константиновна, Федька у меня все вещи взял золотые, отвёз на вокзал и продал там цыганкам за бесценок. Среди этих вещей было и кольцо сестры, и её цепочка – она мне дала, чтобы я в ремонт отнесла. Что делать?»

Позвонила папе (майору милиции), тот сориентировал, куда в первую очередь нужно обратиться. Поехали с Федей и его мамой на вокзал, в милицию, нашли этих цыганок. А те в один голос: «Не видели такого мальчика, не знаем!» Доказать что-то оказалось делом невозможным…

 

Сейчас, вспоминая тот случай, думаю, почему мама Феди пришла именно ко мне? Не в милицию, а к двадцатилетней девчонке – классному руководителю? Ей нужны были совет и помощь. Мне кажется, нет, я уверена, тогда, в начале 90-х было другое отношение родителей к школе. Чувствовалось уважение к учителю, родители тянулись к педагогам, потому что сами вынуждены были выживать, воевать за жизнь. Они понимали, что просто не успевают воспитывать детей. Они понимали, что наибольшая ответственность ложится на наши плечи, плечи педагогов.

90-годы…Вседозволенность, крушение общепринятых моральных норм ломали подростков эпохи девяностых. Обозначилось разделение на «бедных» и «богатых», в классе эта проблема возникла во взаимоотношениях детей в 1992 году. Заметила, что класс разделился на «группировки» – те, у кого родители были более состоятельны, вдруг стали в оппозицию к остальным. Были и «отверженные» (папа-пьяница, семья многодетная и т.д.). С этим надо было что-то делать. Дух пионерских лагерей был ещё во мне силён, и я стала устраивать классные «огоньки», на которых у каждого была возможность проявить себя. Мы и пели, и ставили сценки, и участвовали в ролевых играх. Коллективно-творческие дела проходили на «ура». Моя задача как классного руководителя была в том, чтобы дети видели друг в друге человеческие качества, а не оценивали одноклассников по внешнему виду и уровню состоятельности родителей.

 

Из дневника классного руководителя

11 ноября 1992 года

…Веду новый курс «Мой мир и я». Хотя многие вещи в этом миссионерском проекте мне не нравятся (семинар Церкви Единения заставил задуматься о том, что нужно, а что не нужно преподавать детям), но в нём есть главное – нравственная суть. Учитель должен учить тем истинам, которые, как это ни парадоксально, разрушаются сплошь и рядом. Зачем? Затем, что придёт новый день, утихнет сумятица и неразбериха, а в детских душах должно остаться главное – добро…

27 декабря 1992 года

Сегодня в моём 7 «В» был новогодний праздник. Проводили два мероприятия: игру «Что? Где? Когда?» с родителями и детьми и новогоднюю дискотеку для параллели 7-х классов. Игра получилась очень смешная – дети, оказывается, знают больше, чем родители! Элементарные загадки взрослые почему-то отгадать не могли (Я, кстати, тоже!). На дискотеке опять мальчишки жались по стеночкам, а девчонки чувствовали себя звёздами. Самое неожиданное случилось в финале праздника. Родители раздавали детям подарки, как вдруг распахнулась дверь, и с ящиком в руках появился Артём Ш. Следом за ним шёл какой-то парень, в руках у него тоже был внушительных размеров ящик. «С Новым годом!» – выдохнул незнакомый всем юноша и, извинившись, что ему нужно на работу, удалился. И я, и ребята, и присутствовавшие родители смотрели на Артёма в недоумении. «Елена Константиновна, ребята, это подарки от меня», – сказал Артём и, раскрыв ящик, стал вынимать пакеты с мандаринами. «Где ты это взял? Зачем?» – я очень хотела знать истину.

«У него же мама директор магазина, понятно откуда», – раздался голос, в котором было всё: и едкая насмешка, и кипящая злость, и неприкрытая зависть.

«Елена Константиновна, мама тут ни при чём. – Артём покраснел. – Это правда мой подарок вам всем».

Подарок. Откуда же он взял деньги? Вспомнился случай с Федей. Я всегда была сторонницей того, что детям доверять необходимо, но здесь случай особый. Пока Артём раздавал пакеты, я спустилась в кабинет директора к телефону, позвонила Валентине Николаевне, маме Артёма.

«Елена Константиновна, эти мандарины Артём действительно заработал сам. Пришёл вагон фруктов, а грузчиков у меня не хватало, он не пошёл на дискотеку – разгружал вагон. От заработанных денег отказался, взял два ящика фруктов, сказал, что хочет сделать подарок классу и вам».

Я поднималась в кабинет как на крыльях. Артём понял по моему выражению лица, что я всё знаю. «Не надо ребятам рассказывать, Елена Константиновна, пусть это будет сюрпризом».

«Ты думаешь, будет лучше, если ребята будут думать, что ящики с фруктами послали твои родители? Ты поступил как взрослый и очень добрый человек, спасибо тебе».

Ребятам о поступке Артёма рассказала, они были очень удивлены. Своим поступком Артём внёс существенные коррективы в их понимание богатства, обеспеченности и связанного с ними эгоизма.

Второе поколение ребят, с которыми я прошагала долгие семь лет, с пятого класса по одиннадцатый, самое памятное. Эти дети родились в 1990-м, их становление пришлось на первое десятилетие XXI века. Родители этих ребятишек, в основном, были моими ровесниками. Мы одинаково видели перспективы воспитания, мы были союзниками во всём. Выпуск 2007 года – мой самый удачный выпуск. Нельзя сказать, что всё было гладко. Были конфликты, ссоры, радости и печали, походы в лес на лыжах, выезды в лес, костры и песни под гитару. Была интересная ЖИЗНЬ классного коллектива. Могу сказать теперь абсолютно убеждённо, что единая концепция воспитания, союз с родителями – один из самых важных аспектов работы классного руководителя.

И ещё. Любовь к детям рождает ответную благодарную любовь и уважение. Известная истина, в ней я убедилась на примере выпуска 2007. Любовь прорастает в сердце и делает его чище и добрее...

 

Из дневника классного руководителя

22 мая 1996 года

…Случилась беда – у Анечки П. умерла мама. Девочка осталась без родителей. Вместе с ней живёт брат, но и ему всего двадцать. Позвонила вчера маме Терещенко Вали, она собрала родительский комитет – надо помочь девчонке…

25 мая 1996 года

Сегодня в школе праздник – Последний звонок. Пришла Аня. Ещё чёрная после похорон. Ребята молодцы – такие тактичные! Родители собрали деньги на учебники Ане. Если будет проволочка с оформлением документов, решили, что купят ей форму в 11 класс…

Родители купили Анечке форму, оплатили ей Выпускной, но не только деньгами измеряется человеческое участие. Ребята, понимая, что Аня слабо учится и поступить в ВУЗ ей сложно, стали дополнительно с ней заниматься, я готовила её к ЕГЭ по русскому языку, и удача улыбнулась Анечке – она поступила в мединститут. Это была наша общая радость.

На самом деле осознание того, как дороги тебе дети, в которых ты многое вложил, приходит тогда, когда наступает момент расставаться: Последний звонок, Выпускной бал… и ощущение, что ушло что-то важное, растворилось, растаяло, как воздушные шарики выпускников в туманной бесконечности июньского неба…

2009 год

«Елена Константиновна! Вы всерьёз считаете, что создадите в классе единую команду? Да снимете розовые очки!» – папа моей ученицы именно так обратился ко мне на родительском собрании. – Мы выросли в 90-е, мы научились бороться за своё место под солнцем и должны этому учить своих детей. Всегда были и есть лидеры, и есть те, кого угнетают. И в нашем классе будут лидеры и жертвы, как вы не понимаете? Создавать дружный коллектив в современных условиях бесполезно – каждый сам за себя».

Всё начинается сначала: пришло другое поколение детей и другое поколение родителей. Парадокс: многие из них ровесники моего первого выпуска, но они другие, и с этим надо мириться. Современные родители более требовательны, они очень хорошо знают свои права и наши, учительские, обязанности. А дети, как правило, проекция своих родителей: «А если я буду участвовать в этом конкурсе, что мне за это дадут?» – такой вопрос я слышу постоянно. Товарно-денежные отношения – это та почва, на которой растут мои нынешние шестиклашки. Они подростки, в них именно сейчас формируются главные ценности. А может быть, уже сформировались? Современное поколение детей вызывает во мне тревогу. В столовой мои «шестиклашки» обращаются к повару, который обслуживает другой класс:

– А вы нам порции не дали!

– Сейчас, ребята, накроем 6 «А» и вам порцию дадим.

– Нет, сейчас дайте, вы же обязаны!

Эгоизм – страшная штука. А ещё страшнее, что рамками закона, нормативных документов можно отодвинуть человечность и порядочность. Как сделать так, чтобы такие понятия, как «этика», «уважение», «толерантность», стали нормой нашего времени? Вот над чем предстоит мне работать. Новое время рождает новые задачи, и классный руководитель должен очень тонко это чувствовать. И главное – нельзя быть равнодушным, становление ребёнка во многом зависит и от мудрости Учителя…

Прошло почти двадцать лет, а я всё равно верю, что в детях всегда есть доброе начало, которое нужно развивать. И какие бы ценности, а вернее, антиценности не навязывались нашим детям, классный руководитель должен соединять детей в единый коллектив, развивать индивидуальность каждого, во все времена творить добро.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…