Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Татьяна Алексеевна Емельянова,
Отличник народного образования,
руководитель высшей квалификационной
категории,
директор МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 62 VIII вида
Ленинского района г. Новосибирска

Особенности практической реализации проекта «Политехническая школа»

Ситуация, сложившаяся в данный момент в российском обществе, характеризуется отсутствием устойчивых связей, преемственностью между общим профессиональным обучением и профессиональной деятельностью молодежи, что имеет не только экономические, но и социальные последствия.

Изменилось психологическое отношение к труду не только у молодежи, но и у взрослого населения. У выпускников школы наблюдается ощущение личностной профессиональной неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне. Выбор профессии стал жизненной проблемой для большинства учащихся и их родителей. Вместе с тем непопулярными стали технические и рабочие профессии, связанные с реальным сектором экономики, производительным трудом. Поэтому в обществе остро стоит вопрос о трудовом воспитании, формировании трудовой мотивации и профессиональном самоопределении молодежи.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Концепцией профильного обучения в образовательных учреждениях большое внимание уделяется созданию и реализации системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения, социализацию школьников, формирование у них реалистического самовосприятия и уровня притязаний, развития творческих способностей. По нашему мнению, приоритетом в этой деятельности должна стать специально разработанная система предпрофильной подготовки и предпрофильного образования, направленная на развитие мотивационно-потребностной сферы школьников, центральной из которых должно стать ценностное отношение к труду.

Механизмом решения проблемы формирования трудовой мотивации и профессионального самоопределения школьников является система совместной деятельностью учреждений общего, начального среднего профессионального образования и промышленных предприятий города.

Специальная (коррекционная) образовательная школа является частью общей и специальной системы образования, основной задачей которого является подготовка к жизни, включение в окружающие социальную и трудовую сферы, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений часто не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, испытывают трудности с самостоятельным трудоустройством даже на доступные им места.

В соответствии с приказом № 698 Департамента образования Новосибирской области от 19 июня 2008 года «О разработке и апробации модели образовательного учреждения «Политехническая школа Новосибирской области» разработан договор о совместной организации профильной (профессиональной) подготовки школьников 8-9, 10-11 классов с областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональным училищем № 50». На основе заключения школьного медико-педагогического консилиума 14 учащихся 8, 10 классов проходят профессиональную подготовку по направлениям: мастер столярно-плотнических работ, мастер сухого строительства. По итогам аттестации учащиеся получат свидетельства об окончании училища государственного образца.

Разработана программа развития «Политехническая школа». Программа ориентирована на создание условий для формирования компетентности как основного результата профессиональной деятельности и критериев ее качества и предусматривает развитие профессиональной, социальной и здоровьесохраняющей линии. В процессе реализации общеобразовательной программы по трудовой подготовке можно выделить пять этапов обучения.

На первом этапе (1-3 классы) определяется динамика индивидуальных трудовых способностей учащихся и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской того или иного профиля.

Второй этап рассчитан на учащихся 4 класса. На этом этапе формируются новые организационные умения и навыки поведения, характерные для профессиональной мастерской. Делается окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, о его профессиональной ориентации.

На третьем этапе учащиеся 5-8 классов приступают к овладению знаниями, умениями и навыками по определенной профессии. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения. На этом этапе осуществляется переход к профессиональному обучению.

Четвертый этап – этап специализации трудовой подготовки учащихся 9 класса. Осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению навыками, знаниями и умениями, характерными для труда работников определенного предприятия.

Пятый этап – совершение на первоначальном уровне профессионального образования учащихся 10-11 классов. Адаптация учащихся в условиях производственного коллектива и овладение установленными требованиями к качеству и производительности труда.

В основе механизма реализации программы лежит компетентностный подход, который осуществляется через сотрудничество школы с учреждениями начального профессионального образования, располагающими профессиональными кадрами, обеспеченными материальными ресурсами, что позволяет приблизить процесс обучения к реальному производству и создает условия для развития компетенций учащихся. Этими перечисленными достоинствами обладает профессиональное училище № 50, с которым мы сотрудничаем с сентября 2008 года.

Предмет «Технология», профессиональная подготовка осуществляется в кабинетах и мастерских ОГОУ НПО ПУ № 50 мастерами производственного обучения. ОГОУ НПО ПУ № 50 разработаны программы и учебные планы по предмету «Технология», профессиональной подготовки по профессиям «штукатур» и «столяр». Разработанные документы по реализации модели «Политехническая школа», учебно-материальная база, оснащенность образовательного процесса, количество учебных часов учебной нагрузки позволяют выполнить программу образовательной области технология профессиональной подготовки в полном объеме.

С целью поддержки образовательных учреждений, участвующих в апробации модели образовательного учреждения «Политехническая школа Новосибирской области» с 05.02. по 05.04.2009 года департаментом образования НСО был организован и проведен конкурс проектов «Политехническая школа». По итогам работы экспертной комиссии областного конкурса и на основании приказа ДО НСО от 22.04.2009 года № 498 наша школа была признана одним из победителей областного конкурса проектов «Политехническая школа».

Для успешной реализации программы в 2009-10 учебном году необходимо продолжить реализацию модели непрерывного трудового обучения и воспитания, скорректировать систему управления контроля и мониторинга качества образовательной деятельности «Политехническая школа», усилить воспитательный аспект и реализацию плана совместной деятельности школы и ОГОУ НПО ПУ № 50.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 48)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела