Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Ольга Евгеньевна Зуева,
соискатель кафедры ПиП ФНК НГПУ,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Обогащение словарного запаса глухих как способ формирования речевой культуры

Богатство культурного опыта человека непосредственно соотносится с количественными и качественными параметрами его словарного запаса. А как вы думаете, просто ли глухому овладевать все новой и новой лексикой?

Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка и культуры речи в школе для глухих детей. Важность этой проблемы определяется тем, что речи глухих свойственна относительная словарная бедность.

По показателям развития речи у глухих детей наблюдается большое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, развивающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте. Речь глухих детей бедна по словарю, по способам высказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное снижение словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников.

Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке [Баранов 1962:5].

Немного методики…

Учеными (А.В. Прудникова, М.Т. Баранов) разработаны принципы отбора тематических групп и словарно-семантической работы русского языка. М.Т. Баранов определяет следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: «количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами» [Методика преподавания русского языка].

Количественное расширение запаса слов у глухих выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем).

В приложенной мною презентации можно увидеть, как подробно на уроке разбирается каждая лексема и ее ассоциативные связи.

На словарную работу программа не отводит специального времени. Школьная практика выработала опыт попутных словарных упражнений, выполняемых при изучении языка, правописания и в процессе работы по развитию речи. «Лексические упражнения решают задачи: активизируют и обогащают словарный запас учащихся, воспитывают у них внимание к слову, его значению. Практический материал этих упражнений открывает богатые возможности для проведения воспитательной работы на уроках русского языка» [Прудникова 1979:28].

Словарно-семантические упражнения предназначены для закрепления в сознании глухих семантики нового для них слова, запоминания семантического поля (элементов его парадигмы) и для показа типичной лексической сочетаемости этого слова. Словарно-семантическими являются следующие виды упражнений: составление словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слов; предложений; тематических или лексико-семантических групп слов.

Перечисленные упражнения делятся на две группы: в первую группу входят упражнения, связанные с работой над значением слова, во вторую – с употреблением слова с учетом его значения. В соответствии с перечисленными особенностями слова в словарно-семантической работе необходимо учитывать следующие частно-методические требования или принципы: экстралингвистический, парадигматический и синтагматический.

Экстралингвистический принцип выражается в соотношении слова и реалии. Практически он реализуется в сопоставлении предмета или его изображения со словом. На экстралингвистический принцип целесообразно опираться при обогащении речи учащихся словами с конкретным значением.

Парадигматический принцип – это показ слова в его ассоциативных связях – родо-видовых, синонимических, антонимических, тематико-смысловых, лексико-семантических, деривационных. Практически этот принцип реализуется в показе всего или части семантического поля слова, вводимого в словарный запас.

Синтагматический принцип проявляется в показе возможного словесного окружения нового слова с целью выяснения его валентных связей. Методическое средство его реализации – составление словосочетаний и предложений с изучаемыми словами [Методика преподавания русского языка].

А.В. Текучев выделяет ещё функциональный принцип – показ употребительности слова в определенных стилях, контекстуальный принцип – включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного целого [Основы методики русского языка].

Существует несколько способов (приемов) толкования лексического значения слова, которые делятся на две группы: на основные и на дополнительные. К основным приемам толкования лексического значения относятся семантическое определение и структурно-семантическая мотивация. Семантическое определение включает в себя отнесение реалии к тому или иному роду явлений и перечень видовых признаков. Структурно-семантическая мотивация включает в себя лексическое значение исходного слова и перечень новых видовых признаков реалии. Этот способ толкования (семантизация) лексического значения слова применяется к словам с достаточно ясной внутренней формой слова. Семантическое определение может быть применено к любым словам.

Дополнительные приемы семантизации слов: сопоставление неизвестного слова с известным, контекст, наглядность. Эти приемы семантизации раскрывают лишь одну какую-то сторону семантики слова или дают самое общее представление о лексическом значении слова.

На мой взгляд, в работу должны быть включены пять принципов одновременно. Считаю, что обогащение словарного запаса глухих должно проводиться комплексно и систематически.

Литература

  1. Баранов М.Т. Лексика и фразеология на уроках русского языка. – М., 1988.
  2. Баранов М.Т. Вопросы изучения лексики русского языка. – М., 1962.
  3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. – М., 2000.
  4. Барчук Л.В. Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека. – Тверь, 1999.
  5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. – М., 1993
  6. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела