Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Светлана Николаевна Киселева,
заместитель директора по воспитательной работе
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы № 1 VIII вида
Октябрьского района г. Новосибирска

Безопасное детство - наша забота

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются и водители, и пешеходы, среди последних есть дети. Главная причина ДТП с участием детей кроется в том, что у них двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – готовы перебежать перед автомобилем дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий судьба ребенка и горе родителей. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

Обучающиеся коррекционных школ имеют ряд психических и личностных особенностей: неадекватность реакций, неумение глубоко переживать события и регулировать собственное поведение, неспособность ориентироваться в ситуациях и принимать правильные решения. Задача учителя – учить даже самым простым вещам.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Школа № 1 расположена вблизи транспортно-насыщенных улиц, а учащиеся добираются из всех районов города, многие – самостоятельно. Безопасность учащихся – это первоочередная задача, стоящая перед педагогическим коллективом.

В школе много лет существует эффективная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, могли ориентироваться в дорожных ситуациях, умели на практике применять знания, трудится творческая команда педагогов-дефектологов. Работа проводится в течение всего календарного года и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В плане работы школы много мероприятий, посвященных этой проблеме. Это и конкурсы рисунков, и различные викторины, игра – путешествие «Знай правила», неделя ПДД, ежемесячные классные часы, тестирования, театрализованные представления. В игре «Знай правила» ребята путешествуют по станциям: «Пешеходная», «Водительская», «ГАИ», «Дорожных знаков» и «Мультяшная». Принимают участие в Агит-концерте, поют песни и частушки о правилах дорожного движения, придумывают загадки и поговорки.

Систематическое использование на занятиях наглядного оборудования позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных правил, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями личной безопасности и безопасности других участников движения.

В начале учебного года, с 1 по 20 сентября, в школе проводится операция «Внимание – дети». Программу нового учебного года по безопасности открывают классные руководители, разрабатывают и проводят тематические мероприятия: классные часы, викторины, конкурсы рисунков, практические занятия на пришкольной территории.

Инспектор ГИБДД – частый гость у ребят. Вместе с учителем он готовит лекции и беседы, рассказывает, как правильно вести себя на улице и дороге, раздаёт памятки и буклеты, устраивает просмотр мультфильмов.

В 2006-2007 году школа участвовала в районном конкурсе стендов по ПДД. В 2007-2008 году наши воспитанники участвовали в районном конкурсе рисунков по ПДД. Ребята были награждены ценными призами.

В 2008-2009 учебном году школа участвовала в районном смотре-конкурсе «Дети – безопасность – дорога» и была награждена дипломом за 3 место.

Учащиеся школы с удовольствием принимают участие в викторинах по ПДД. Ребята соревнуются командами в узнавании дорожных знаков, сигналов светофора, разбирают причины дорожно-транспортных происшествий.

На уроках информатики старшеклассники готовят и демонстрируют младшим школьникам презентации своих проектов по теме дорожной безопасности. Одно дело, когда учитель говорит малышам об опасности на дороге, и совсем другое – если ребят этому учат старшие друзья. Такой необычный подход, мы убедились, действует эффективнее.

Презентация состоит из красочных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении мероприятий. Её содержание охватывает большой объем программного материала по ПДД: виды транспортных средств, историю развития транспорта, причины ДТП, участников дорожного движения, сведения о дороге и ее главных составных частях, историю создания светофора, назначение дорожных знаков и указателей, их группы. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Презентация – полезное и интересное дело для тех, кто её смотрит, и для тех, кто её создаёт.

Наше учреждение тесно сотрудничает с детским Автогородком. Четыре-пять раз в год ровные колонны учащихся выходят из школы, чтобы получить новые и закрепить старые знания в активной деятельности. Практические занятия со специалистами оставляют неизгладимые впечатления у ребят.

Инструктаж – серьёзное и необходимое мероприятие. Перед каждой экскурсией или каникулами классный руководитель с обучающимися проводит серьёзную беседу по ПДД и правилам поведения в общественных местах. «Минутка-инструктаж по ПДД», несмотря на свою краткость, ежедневно «заботится» о безопасном пути домой каждого воспитанника.

Наглядная агитация играет не последнюю роль в формировании осознанного отношения к своим поступкам и действиям. В библиотеке периодически устаиваются выставки литературы по безопасности движения. В школе оформлен стенд, где ярко, наглядно, красочно представлены материалы по ПДД. Учителя активно используют данный вариант в профилактической работе дорожного травматизма.

Большая работа проводится с родителями. В 2009 году нами были разработаны специальные буклеты-памятки «Памятка родителям по ПДД». От того, насколько правильно относятся к соблюдению правил дорожного движения родители, зависит безопасность их детей. На родительских собраниях проводятся анкетирования и беседы, чтобы выяснить, что и как взрослые говорят детям о поведении на улице, какой пример показывают.

На пришкольной территории произведена специальная разметка, имитирующая проезжую часть, пешеходный переход «Зебра», светофор и тротуар. Этот «мини-автогородок» активно используют воспитатели группы продлённого дня. После уроков ролевая игра увлекает младших школьников своими незамысловатыми правилами.

Практическая необходимость и жизненная значимость преподавания правил безопасного поведения на дороге состоит в том, что это предмет прямого действия, и от того, как он преподается, реально зависит безопасность и здоровье каждого школьника.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 105)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела