Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Ольга Владимировна Тепикина,
социальный педагог
второй квалификационной категории
МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 62 VIII вида
Ленинского района г. Новосибирска

Система профилактики социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетних

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в начале 2008-2009 учебного года в образовательном учреждении выявлено и поставлено на учет 25 детей в категории социально опасных (семей 18), а также непосещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. На особом контроле находится категория социально незащищенных семей. По специальной (коррекционной) школе № 62 таких семей 22. Из них в том числе:

  1. Опекаемые – 8 семей.
  2. Малоимущие – 29 семей, все семьи состоят на учете в органах социальной защиты населения.
  3. Неполные семьи – 37, воспитывается детей – 38.
  4. Детей-инвалидов – 35.

Одним из следствийнеблагоприятного положения детей и подростков является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних.

Назову некоторые цифры: в школе в 2006-2007 учебном году детей, состоящих на учёте и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в отношении которых велась индивидуальная профилактическая работа, было 34 человека; в 2007-2008 – 19 человек; в 2008-2009 учебном году – 18 человек. Из цифр видно, что основная часть детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – это дети, обучающиеся в среднем и старшем звене, и именно эти дети дают огромное количество пропусков без уважительной причины (за прошлый год было пропущено 4649 уроков без уважительной причины), рост правонарушений.

Таким образом, очевидно, что необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.

С этой целью в школе создан и действует Совет профилактики. В своей работе эта комиссия опирается на нормативно-правовую базу:

– Конвенция ООН о правах ребёнка;

– Закон РФ «Об образовании»;

– Кодексы РФ: Гражданский кодекс, Кодекс об административных нарушениях, Семейный кодекс, Уголовный кодекс;

– ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

– Устав школы;

– Положение о Совете профилактики, Положение о внутришкольном учёте.

Особо отмечу важность того, что в профилактической деятельности с учащимися должны принимать участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования, сотрудники ОВД. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса. Исходя из этого, ежегодно планируется изучение состояния профилактической работы с несовершеннолетними различными службами школы:

– совещание  при директоре;

– педагогический совет;

– методическое объединение классных руководителей;

– методическое объединение социальных педагогов.

Индикаторы неблагополучия школьника выявляю в следующих сферах жизнедеятельности: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации о подростках: опрос мнения учителей о школьнике, анализ учета посещаемости занятий, анализ зафиксированных нарушений дисциплины, беседы с родителями школьника, наблюдения, беседы со школьником, запрос информации из различных структур.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции отклоняющегося поведения.

На детей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ОВД, КДН, классными руководителями и социальным педагогом оформлены индивидуальные карты учёта детей.

Основными формами и методами работы по реализации индивидуального плана сопровождения несовершеннолетнего являются:

– наблюдениеза учеником во время образовательного процесса;

– ежедневный контроль посещаемости учебных занятий;

– своевременное информирование родителей о пропусках уроков и неуспеваемости, об успехах и неудачах;

– приглашение родителей на индивидуальные консультации и беседы;

– посещение семей учащихся с целью изучения бытовых условий, созданных родителями для жизни и развития ребёнка;

– осуществление контроля посещения детьми, часто пропускающими занятия и в отношении которых ведётся профилактическая работа, кружков, секций, факультативов.

Проведённая всем педагогическим коллективом работа по профилактике социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетних способствовала:

– снижению количества детей, состоящих на учёте в ОПДН: в 2009-2010 уч. году на учете состоит 5 человек (2008-2009 уч. год – 12 человек; 2007-2008 уч. год – 15 чел.);

– активизации разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;

– развитию системы организованного досуга детей и подростков, состоящих на различных видах учета.

Нерешённых проблем остаётся много. Работу по профилактике социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетних в школе необходимо продолжать.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела