Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108

Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Уважаемые читатели, рубрика «Дошкольная академия» рада новой встречи с Вами!

Тема выпуска нашей газеты – «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации». Известно, что благополучие любого общества зависит от состояния здоровья его детей. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней человека закладываются в детстве. Если четверть века назад рождалось 20% ослабленных детей, то сейчас число физиологически незрелых утроилось. Каждый третий дошкольник болеет в течение года более 4 раз. Только 15% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих 85-90% тех, у кого это вызвано плохим состоянием здоровья, а не ленью или недоразвитостью. По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, 20-25% от окружающей среды, 16-20% от наследственности и на 10-15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого. Дети же полностью зависят от воспитывающих их взрослых – родителей и педагогов.
Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:

  1. Удовлетворение базовых потребностей ребенка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познает собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
  2. Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребенка. Только в этих условиях возможно раскрыть индивидуальность каждого воспитанника. Задачей взрослых становится не формирование личности с заданными свойствами себя, а обучение и воспитание детей сообразно природе каждого, приспособление содержания, технологий и условий воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Для того, чтобы решить эту сложную проблему, необходимы совместные усилия специалистов разных областей знаний (медицины, физкультуры и спорта, психологии), внедрение инновационных программ и технологий, современных и наиболее эффективных методов и приёмов.

В статье Воляк Г.В., заведующей высшей квалификационной категории МБДОУ № 25, «Социальное партнерство как качественный ресурс развития образования»представлен передовой опыт руководителя детского сада комбинированного вида, в котором имеются группы для детей с нарушениями речи. Она считает, что социальное партнерство – это путь построения гражданского общества в образовании, его демократизации и парадигмального обновления. В её дошкольном учреждении социальные партнеры активно включены в образовательный процесс, что позволило повысить его качество и качество ресурсообеспечения: кадрового, финансового, программно-методического, временного и нормативно-правового.

Статья «Просто ли играть?» Медниковой Н.Н., воспитателя логопедической группы МБДОУ № 388 «Малышка» Калининского района, раскрывает, как в игровой деятельности формируются все психические процессы ребёнка, формируются морально-волевые качества, реализуется потребность воздействия на окружающий его мир. По её мнению, игра готовит ребёнка к жизни в сложном мире. Для этого необходимо как можно лучше научить ребёнка играть, развивать его умственные и физические способности, коммуникативные навыки, которые так необходимы будут ему в школе, а затем и во взрослой жизни. Важно помочь ребёнку не растеряться в окружающей действительности, адаптироваться в этом мире.

Приходько Е.Л., воспитатель логопедической группы МБДОУ № 388 «Малышка» Калининского района, в статье «В мире сказок»представляет свой передовой педагогический опыт использования театрализованной деятельности с детьми-логопатами. Именно в театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Результатом всей этой работы стало умение детей грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, у них обогатился активный и пассивный словарь, совершенствовалась звуковая культура, монологическая и диалогическая речь. В процессе общения дети научились переживать, помогать друг другу, анализировать, рассуждать, решать проблемы. Кроме этого, театр – это всегда праздник для них.

Разработчик проекта «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников» Якубенко Л.Т., старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 14 Калининского района, представляет проект, который в 2009 году стал лауреатом городского конкурса «Образование – ресурс инновационного развития города» в номинации «Современное методическое сопровождение». В нём представлена система работы с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата.



Социальное партнерство как качественный ресурс развития образования
Автор: Галина Васильевна Воляк
Статья понравилась: 12

Социальное партнерство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.

(3057 просмотров)
«Просто ли играть?»
Автор: Наталья Николаевна Медникова
Статья понравилась: 10

В современном мире дети всё меньше и меньше играют, хотя предъявляются к ним всё более высокие требования. Причиной является, прежде всего, недооценка родителями воспитательной, образовательной и развивающей ценности игры.

(1029 просмотров)
В мире сказок
Автор: Елена Леонидовна Приходько
Статья понравилась: 18

Тема детского творчества представляется актуальной как в аспекте воспитания, так и в культурологическом аспекте: человек с большими возможностями самореализации является значимым показателем развитости культуры в обществе. Истоком всего этого, началом является дошкольное образование.

(2403 просмотров)
Проект «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников»
Автор: Людмила Тимофеевна Якубенко
Статья понравилась: 120

За последний период произошли, безусловно, позитивные изменения в сфере дошкольного образования, которые были направлены на решение целевых задач совершенствования образовательного процесса и повышения его качества.

(4052 просмотров)