Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Галина Васильевна Воляк,
заведующая высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с № 25 комбинированного вида
Калининского района г. Новосибирска

Социальное партнерство как качественный ресурс развития образования

Социальное партнерство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство – это путь построения гражданского общества в образовании, следовательно, это путь его демократизации и парадигмального обновления.
Для характеристики социального партнерства в образовании уточним понятие «социальной группы». Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы; малые группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
– партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
– партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного производства;
– партнерство, которое инициирует систему образования как особую сферу социальной жизни, делающую вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно. Новый экономический уклад появлений рынка труда, капиталов или образовательных ресурсов в корне меняет всю систему отношений между образовательным учреждением и теми, кто становится не просто потребителем продукции образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия.

Кто же является нашими социальными партнерами?
– семья – как малая социальная группа;
– государственные структуры и органы местного самоуправления;
– учреждения здравоохранения;
– учреждения образования, науки и культуры;
– общественные организации.

На что направлена наша совместная распределенная деятельность? На создание качественной образовательной услуги, единого пространства для развития и воспитания ребенка.

Что необходимо сделать, чтобы знать качественная образовательная услуга или нет?
– организовать «адекватную обратную связь как оценку качества образования»;
– включить социальных партнеров в активную деятельность;
– сделать учреждение открытой системой.
Моя задача показать, как работает механизм обратной связи, какие произошли изменения, обновления в ДОУ.

I. Обновление содержательной стороны системы управления

Обратимся к структурной схеме управления ДОУ

Из схемы видно, что есть административная подструктура управления, т.е. по большому счету государственная и общественная подструктура. Форма та же, но существенно изменилась содержательная составляющая общественной подструктуры ДОУ. Это связано, прежде всего, с признанием приоритета семейного воспитания и введением финансово-экономического механизма нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда педагогов как стимула качества его труда.


Проведем сравнительный анализ:

раньше сейчас
Совет учреждения
Управление учреждением осуществляется заведующей, в соответствии с действующим законодательством
(Устав от 13.07.2007 года)
Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления учреждением
(Устав 22.07.2009 года)
Члены Совета учреждения избираются из работников учреждения на общем собрании Совет учреждения состоит из представителей и участников образовательного процесса:
– родителей (законных представителей) воспитанников, представители избираются открытым голосованием на родительском собрании;
– педагогическом совете учреждения.
Компетенция Совета:
– выбор направления деятельности учреждения;
– распределение привлеченных средств.
В компетенцию Совета входит:
– контроль целевого расходования финансовых средств учреждения;
– распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения;
– обеспечение общественного участия в развитие системы управления качеством образования в учреждении;
– определение пути взаимодействия учреждения с иными учреждениями и организациями в интересах обеспечения качества образования и т.д.
Пассивный механизм управления Активный механизм управления
Педагогический совет
Ограниченные права педсовета рамками Устава Расширенные права педсовета Уставом: «Имеет право решать другие вопросы, относящиеся к компетенции педагогического Совета Учреждения, согласно положению о педагогическом Совете Учреждения».
Участие родителей в педагогическом совете рекомендовано Участие родителей определено Положением о педагогическом совете Учреждения
Не являлись участниками педагогического совета Активные участники педагогического совета
Воспитатель – пассивный участник педагогического совета Воспитатель – активный участник педагогического совета
Низкий уровень ответственности педагогов за содержательную сторону педсовета Повысился уровень ответственности педагогов за информативную и наглядную (наглядный материал, фотографии, газеты, таблицы и т.д.) сторону педсовета
Общее собрание работников учреждения
ЕТС Активные участники при переходе на новую систему оплаты труда
Утверждают часть локальных актов:
– Положение об оплате труда работников МДОУ;
– Положение о конфликтной комиссии и комиссии по трудовым спорам;
– Правила внутреннего трудового распорядка;
– Дополнения к Коллективному договору в части оплаты труда.
Повысилась ответственность работников учреждения в процессе утверждения локальных актов:
– Положение об оплате труда работников МДОУ;
– Положение о конфликтной комиссии и комиссии по трудовым спорам;
– Положение о порядке и условиях распределения стимулирующей части оплаты труда;
– Положение о Совете Учреждения, экспертной комиссии;
– Правила внутреннего трудового распорядка;
– Дополнения к Коллективному договору в части оплаты труда;
– Положение об организации ОТ и безопасности жизнедеятельности детского сада;
– Положение об уполномоченном по социальному страхованию детского сада;
– Положение о публичном докладе учреждения.
НЕТ Участники реорганизации МДОУ;
утверждают план мероприятий по реорганизации МДОУ д/с № 25
Профсоюзы
Вели малоактивную деятельность Согласовывает руководитель все локальные акты, включая приказы по распределению стимулирующей части оплаты труда;
председатель профсоюзного комитета является членом Совета учреждения и председателем экспертной комиссии
Не согласовывали Положения об оплате труда и стимулирующих выплатах согласовываются с председателем районного профсоюза работников образования
Общее родительское собрание
Узкие полномочия родительского собрания Полномочия закреплены Положением о родительском собрании
Родители – слушатели отчетов о работе ДОУ; отсутствие собственной юридической организации Активные участники собрания:
– своим решением создали попечительский совет в форме «партнерства»;
– изменили форму попечительского совета на «Фонд», как более демократическую и открытую форму;
– участвуют в разработке проекта сметы попечительского совета на год;
– участвуют в составлении публичного доклада учреждения;
– заслушивают отчеты директора «Фонда».
Закрытость финансовых вложений (по ведомости, в руки воспитателей и т.д.) Открытость всех финансовых вложений через систему «Город» как участников «Фонда», так и жертвователей.
Информированность
Часть родителей о финансовых средствах Все родители через средства массовой информации города Новосибирска.
Основной вид информации – стендовый – Стендовая,
– индивидуальные беседы,
– подгрупповая,
– пятиминутки перед каждым утренником (докладываю, советуюсь, прошу разрешения и т.д.).
нет Сайт детского сада
нет Сайт родителей «СибМама»

 

Что это дало детскому саду? Положительные стороны изменений:
1. Повысилась активность, как педагогов, так и родителей, появились новые коммуникативные связи.
2. При подготовке публичного отчета исчез формализм, и повысилась индивидуальная ответственность руководителей.
3. Снизилась конфликтная ситуация. Все родители – участники «Фонда».
4. Повысилась личная ответственность воспитателя при работе с родителями.
5. Изменилась социальная позиция педагогического коллектива – детский сад для семьи, а не семья для детского сада.


Проблемы:
1. Повысилась интенсивность труда педагогов и руководителя. Как следствие нехватка времени.
2. После реорганизации детского сада № 25 предстоит работа по привлечению родителей в «Фонд» и в уже созданную систему.
3. Значительно повысился документооборот и требования к нему.
II. Изменение в системе общественных связей
Связи определяются, прежде всего, взаимовыгодными отношениями и ответственностью обеих сторон. По характеру можно выделить два вида отношений:
1. Договорная основа – упорядоченность, системность, регулярность, стабильность, надежность.
2. Устная договоренность – ситуативность отношений.

Взаимодействие ДОУ и социальных партнеров





 

 

ВЫВОД:

1. Социальные партнеры активно включены в образовательный процесс, что позволило повысить его качество и качество ресурсообеспечения: кадрового, финансового, программно-методического, временного и нормативно-правового.

2. В детском учреждении создана обратная связь, управление стало государственно-общественным, личностно-ориентированным, учреждение – открытой системой, что соответствует современной образовательной политике нашего государства и, в частности, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Социальное партнерство как качественный ресурс развития образования
2. «Просто ли играть?»
3. В мире сказок
4. Проект «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников»