Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(3) Елена Леонидовна Приходько,

воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 388 «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

В мире сказок

Тема детского творчества представляется актуальной как в аспекте воспитания, так и в культурологическом аспекте: человек с большими возможностями самореализации является значимым показателем развитости культуры в обществе. Истоком всего этого, началом является дошкольное образование.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может вполне понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности. Доказано, что игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Существует множество видов театров, доступных для восприятия в дошкольном возрасте: плоскостной театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый,  перчаточный, би-ба-бо, театр на ложках, маски, костюмы и пр., которые с успехом применяются мной в повседневной работе с детьми.

К работе по изготовлению данных видов театров привлекла родителей, которые с удовольствием откликнулись на мою просьбу, проявив творческий подход, фантазию и энтузиазм. В результате получились яркие, необычные театры, которыми наши дети очень гордятся и с удовольствием играют в них.

Прежде всего, необходимо формировать у детей интерес к театрализованным представлениям и театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают как профессиональные актёры (в нашем ДОУ они частые гости), так и воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

Театрализация является стержнем в моей работе, её элементы я использую на различных занятиях, начиная с младшей группы. На первых занятиях знакомлю детей с понятием театра, историей его возникновения и развития, его разновидностями. Рассказываю им о том, какие театры существуют в нашем городе, использую иллюстрации. Спрашиваю, в каких театрах дети бывали с родителями.

С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.Также применяю множество пальчиковых игр («Этот пальчик – дедушка…», «Дружат в нашей группе мальчики и девочки…», «Ёлка…», «Мы капусту рубим, рубим…»). Постепенно мы переходим от игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) к более сложному – игре-имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать); игре-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); игре-импровизации под музыку («Веселый дождик» и др.); ролевому диалогу героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя») и т.д. К театрализации я обязательно привлекаю родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Привлекаю их к подготовке спектаклей, тем самым стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания («Репки», «Курочки-рябы» и др.), добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве игровой комнаты, следить за развитием действия. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Работаю над актерским мастерством: хитрая лисичка, вкусная конфетка, Ваське стыдно, зайка боится. С детьми мы инсценировали такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Под грибом» и др.

В дальнейшем важно стимулировать желание ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

На этой стадии у детей отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

В старшем возрасте, когда мы начинаем играть в театр, у нас всё по-настоящему: сцена, касса, стулья для зрителей, звонок перед спектаклем, декорации, актёры, гримёры. Это позволяет задействовать в этой игре всех детей в разных качествах, что даёт возможность пробудить у детей любознательность и вовлечь их театрализацию. В последующих постановках роли меняются по выбору детей – таким образом, они могут попробовать себя в разных амплуа.

В средней группе я добиваюсь выразительной речи, развиваю представления о нравственных качествах. Дети учатся выражать более точно свое отношение к происходящему. Они должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать как свою игру, так и игру других героев. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов.

В старшей группе продолжаем заниматься обогащением словарного запаса детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствуем интонацию, звуковую культуру речи, развивая прямую и косвенную речь. Воспитываем гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, умение прийти на помощь в трудную минуту.

Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использую рассказы и сказки без начала и конца. Также активно применяю карты Проппа, которые помогают детям моделировать различные ситуации при сочинении сказок («Чудеса в решете», «Салат из сказок» и др.). Использую также «Пиктограммы настроений», «Оживление картины», игры – превращения: «Мы – одуванчики», «Мы – осенние листочки», упражнения на развитие слухового восприятия и других сенсорных умений («Телевизор» – одни дети изображают действия, а другие их озвучивают; «Магнитофон» – изображаем с детьми шум леса, журчание ручья, пение птиц).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, русские народные сказки, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и др.

В старшей группе наши дети с огромным желанием и старанием самостоятельно мастерят игрушки и декорации, используя их в театрализованной деятельности, что имеет большую воспитательную ценность, а также развивается мелкая моторика рук, фантазия, воображение, что в конечном итоге способствует становлению ребенка как личности.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Я сделала вывод, что эта работа нужна детям. Результатом данной деятельности является умение дошкольников грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, у них хорошо развитые моторные навыки. Дети стали общительные, у них обогатился активный и пассивный словарь, совершенствовалась звуковая культура, монологическая и диалогическая речь. В процессе общения дети научились переживать, помогать друг другу, анализировать, рассуждать, решать проблемы. Театр – это всегда праздник для них. Дети любят наряжаться в костюмы, перевоплощаться. Любят нравиться себе и зрителям.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела