Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Проект «Лечебные игры в оздоровлении дошкольников»

Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает –

пусть находится в постоянном движении.

Ж.-Ж. Руссо

Постановка проблемы.

За последний период произошли, безусловно, позитивные изменения в сфере дошкольного образования, которые были направлены на решение целевых задач совершенствования образовательного процесса и повышения его качества. Это – концепция «Модернизации российского образования», национальный проект «Образование» и его реализация на территории Новосибирска и НСО, «Целевая Программа развития Образования НСО на 2008-20012 гг.», закон о «Консолидированном заказе на образование в системе Образования НСО». Именно эти документы являются базисными целевыми ориентирами оценки качества деятельности муниципальной системы дошкольного образования, в которой одной из приоритетных задач образовательной деятельности ДОУ остается формирование, развитие и сохранение здоровья детей. Одной из оценок, характеризующей качество дошкольного образования, является уровень физического и психического здоровья воспитанников.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников работает по оздоровительному направлению со дня открытия ДОУ с 1991 года. За это время в детском саду сложилась своя система физкультурно-оздоровительной работы. Разработаны здоровьесберегающие программы «Здравствуй, малыш» и «Первые шаги», которые дают стабильно положительные результаты – дети выпускаются в школу с улучшением здоровья, в связи с этим ДОУ имеет в районе высокий рейтинг среди родителей. Но за последний год значительно вырос уровень заболеваемости детей. Количество пропущенных дней на 1 заболевшего ребёнка в 2005 году – 9,3 д\д; в 2006 – 9,0 д\д; 2007 – 10,0 д\д.

Проведенное исследование показало следующее:

  1. Уровень соматического здоровья воспитанников: из 225 дошкольников имеют первую группу здоровья – 12 детей, вторую группу здоровья – 179 детей, третью группу здоровья – 31 ребенок, четвертую группу здоровья – 3 ребенка.
  2. Анализ физического здоровья детей выявил ряд отклонений от нормы: нарушения осанки – у 40% детей, заболевания лорорганов – у 10%; заболевания ЦНС – у 27%; ДЧБ – у 11%; заболевания эндокринной системы – у 7%; заболевания органов дыхания – у 3%; плоскостопие – у 34 % дошкольников.
  3. Увеличилось количество жилых домов на микрорайоне Родники, при этом количество детских садов осталось тем же, вследствие чего списочный состав групп стал превышать санитарно-гигиенические нормы.
  4. Анкетирование педагогов показало, что, в основном, ими используются традиционные методы оздоровительной работы, практически нет поиска и внедрения новых, кроме этого, уровень квалификации молодых педагогов – низкий.
  5. Анализ планов воспитательной работы выявил, что физкультурно-оздоровительная работа и валеологическое воспитание осуществляется, в основном, на занятиях и прогулках, недостаточно планируются физкультурные паузы между занятиями и совместная деятельность педагогов с детьми по проблеме.
  6. Анализ лечебной работы дал положительный результат, профилактическая работа ведется в соответствии с годовым планом и внедрением инновационных методов.
  7. Анкетирование родителей раскрыло неосознанность ими важности воспитания привычки к здоровому образу жизни, не только у себя, но и у детей, недостаток времени занятий с детьми оздоровительными процедурами.

К сожалению, сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. Мы понимаем, что в современных условиях особенно важно использовать в ДОУ формы работы, направленные на укрепление физического здоровья, воспитание валеологической культуры и положительных эмоций, организующие высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, поэтому она отвечает законам, заложенной самой природой в развивающемся организме малыша. Кроме этого, это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным и особенно привлекательным, а положительные эмоции, которые ребенок получает во время игр, его творчество – важнейшие факторы выздоровления.

Как показали фундаментальные исследования Фонарева М.Н., двигательная активность, развитие речевой функции тесным образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. О положительном влиянии подвижных игр на исправление нарушений осанки и речи, органов дыхания, пищеварения и всего организма показывают наблюдения и исследования Пилюгиной Е.Г., Студеникина М.Я., Змановского Ю.Ф., Галанова А.С., Страковской В.Л. и др.

К сожалению, в настоящее время подвижные игры недостаточно используются педагогами в оздоровительной работе с детьми. Мы рассчитываем, что реализация данного проекта поможет решить возникшую проблему.

Цель проекта – создание модели оздоровления детей, их физического воспитания, формирования культуры здоровьясбережения путем интеграции лечебных подвижных игр в воспитательно-образовательное пространство ДОУ.

Задачи:

  1. Осуществить отбор и классификацию подвижных игр по медико-педагогическим характеристикам, влияющим на улучшение физического и психического состояния здоровья воспитанников.
  2. Разработать систему внедрения лечебных подвижных игр во все виды детской деятельности.
  3. Создать программно-методическое обеспечение и предметно-развивающую среду для организации и проведению лечебных подвижных игр.
  4. Организовать цикл консультаций и семинаров-практикумов для педагогов, узких специалистов и родителей по использованию лечебных подвижных игр.
  5. Провести на базе ДОУ семинар-практикум для педагогов по обмену опытом.
  6. Снизить уровень заболеваемости дошкольников, повысить индекс здоровья воспитанников.

Ожидаемые результаты

1. Создание модели оздоровления детей, их физического воспитания, формирования культуры здоровьесбережения путем интеграции лечебных подвижных игр в воспитательно-образовательное пространство ДОУ.

2. Снижение уровня заболеваемости дошкольников, повышение индекса здоровья.

3. Повышение качества работы педколлектива.

4. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения детей.

5. Формирование здорового образа жизни у детей и их родителей.

6. Выстраивание системы конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления детей.

Оценка проекта

Оценка эффективности работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и узкие специалисты, родители.

Оценкой качества работы с детьми будут являться результаты по уровню заболеваемости дошкольников – количество пропущенных дней по болезни, количество заболеваний дошкольниками.

Оценкой качества работы с педагогамипослужат результаты работы с детьми, степень удовлетворённости родителей от проводимых мероприятий в ДОУ, повышение педагогических квалификационных категорий.

Оценкой качества работы с родителями будут считаться степень участия и активности родителей в запланированных мероприятиях ДОУ, отзывы родителей по окончанию реализации проекта.

Практическая значимость

Данный проект показывает возможность создания модели оздоровления детей, их физического воспитания, формирования культуры здоровьесбережения путем интеграции лечебных подвижных игр в воспитательно-образовательное пространство ДОУ.

Предложенный нами проект можно использовать как практический опыт в других ДОУ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 120)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела