Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Валентина Александровна Орлова,
руководитель высшей квалификационной категории,
директор музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области

Работники образования Новосибирска и Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны

Трудно переоценить значение Великой Победы над фашизмом.

22 июня 1941 года. Война! Учитель и война. Кажется, нет понятий, более далеких друг от друга, потому что учитель – одна из самых мирных профессий. Само это слово вызывает представление о мире, о детях, о жизни и счастье.

Война заставила детей повзрослеть, матерей постареть. Отцы, уходя на фронт, приходили в школу, чтобы проститься и просить учителей присмотреть за их детьми.

Школа стала жить и работать по законам военного времени, ни на день не забывая о главных функциях – обучать и воспитывать. Архивные материалы свидетельствуют: в 1941 году в Новосибирске было 7 районов, работало 58 школ, 56308 учащихся и 1709 учителей приступили к занятиям в первом военном учебном году.

Вот несколько учительских биографий.

Ксения Ивановна Воронцова, заслуженная учительница школы РСФСР. В начальных классах ее 12-ой школы, как и в других школах, было по 50 и более учеников, но ее доброго сердца и светлого ума хватало на всех детей. За доблестный труд была награждена вторым орденом Ленина, с фронта шли письма в ее адрес:

«Уважаемая Ксения Ивановна! Сегодня мой праздник. В Указе Верховного Совета о награждении учителей нашел Ваше имя. Я, один из многочисленных ваших учеников, рад за Вас, за достойную оценку Вашей работы.

Я горжусь тем, что могу назваться Вашим воспитанником. Сегодня я рассказал своим товарищам о Вас и о Вашем благородном и творческом труде. Желаю здоровья, долгих лет, плодотворной работы.

Ваш ученик Китайник А., гвардии капитан».

Шел третий год войны,

Все чаще похоронки поступали,

Глаза детей без их вины,

Немую боль, страданье отражали.

Это строчки из поэмы Виктории Иннокентьевны Вельмакиной, заведующей детским садом № 28 «Медик». Чтобы облегчить детские страдания, Виктория Иннокентьевна организовала выезд детского сада на дачу за город, подальше от слез и горя.

С 1946 года по 1967 (30 лет) она работала директором Новосибирского педагогического училища № 1 им. А.С. Макаренко, по сути дела занимаясь его основанием. Виктория Иннокентьевна выезжала со своими выступлениями по обмену опытом в пять городов Германии.

В 1963 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», в 1971 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, несколькими медалями и знаками «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР».

Это в тылу, а на фронте – свои герои.

В славной летописи нашей Родины есть и имя легендарного человека – учителя-фронтовика Магро Василия Васильевича.

Десятиклассник из г. Татарска Василий Васильевич Магро добровольцем ушел на фронт, участвовал почти во всех операциях на Украине, в Польше, Чехословакии, Берлине. Окончил школу штурманов авиационной эскадрильи. Им было совершено 433 боевых вылета. Правительство наградило его многими орденами и медалями. Он отличник народного просвещения, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1 и 2 степени, Октябрьской революции. Педагогическая деятельность, начатая в школе № 3 г. Татарска, после войны продолжалась в школе г. Новосибирска № 119, где Василий Васильевич работал заведующим учебной частью. А затем более 20 лет руководил отделом народного образования Советского района. Большая заслуга Магро В.В. в том, что он привлек к активной общественной деятельности учителей-пенсионеров. В 1974 году по его инициативе организован и работает Совет ветеранов педагогического труда. После выхода на пенсию по возрасту продолжал трудиться в музее «Авиации» школе № 190. В 1988 году ему вручена грамота «За честь и преданность педагогической профессии».

Директор 50-й школы Николай Викторович Стемпковский ушел на фронт со своими выпускниками в начале войны; в письме из партизанского отряда скромно писал: «Я по мере возможности помогаю своей Родине в борьбе за независимость, за свободу, за право самостоятельного существования. Мне хотелось своими руками уничтожить как можно больше врагов, превративших часть нашей страны в пустыню, – и в конце: передайте привет всем знакомым учителям. Привет ученикам. Хорошо живите, работайте на благо Родины». С войны не вернулся, погиб, сражаясь в партизанском отряде.

Плисов Александр Осипович пришел работать в маленькую сельскую школу совсем ребенком. Чтобы разрешили стать учителем, пришлось прибавить себе год. Ребятишки были влюблены в своего молодого учителя.

Александру Осиповичу едва исполнилось 18 лет, когда в 1943 году в составе 2-го Белорусского фронта под Оршей получил боевое крещение. Сибиряк был храбрым в бою. За форсирование Днепра правительство наградило его медалью «За отвагу». Уходя на фронт, пошутил: «Пишите мне о школьных делах каждый день». А дети-то и в самом деле каждый день по очереди писали своему любимицу обо всех своих удачах и неудачах, о горе и счастье. Вот и приходила Александру Осиповичу самая большая почта. День Победы застал его на Эльбе. Вернувшись в родную Сибирь, сразу взялся за дело, с которым его разлучила война. Школьная шумная жизнь ждала его. Перед уходом на пенсию 14 лет возглавлял среднюю школу № 121. Школа была знаменита далеко за пределами Новосибирской области и своим музеем «Землянка», и своим уникальным коллективом. Плисов А.О. удостоен многих наград. Это человек высокого общественного и нравственного долга, заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения РСФСР.

Еще одна не менее известная личность – Богданов Иван Григорьевич, вырос в крестьянской семье в г. Камень-на-Оби Алтайского края. Окончил «на отлично» в 1940 году среднюю школу. Поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. Именно здесь и застала его война. Встреча Ивана Григорьевича с немцами произошла на Волховском фронте, под Ленинградом.

Так вспоминает Иван Григорьевич события того времени: «Перед нами была поставлена задача – прорвать оборону врага в районе Синявино и выйти к Неве. Первого сентября после артподготовки мы ринулись в атаку. Удалось немного продвинуться вперед, но до Невы оставалось еще 6 километров. Силы были неравными. Все преимущества были на стороне немцев. Были большие потери с двух сторон. Участвуя в очередной атаке, я был сражен пронзительной болью в ноге. Упал в траву и пролежал, истекая кровью до вечера. Осколок мины пробил колено. Спасти ногу не удалось – ампутация выше колена».

В 19 лет ощущать себя инвалидом не хотелось. Надо было определяться, как жить и чем заниматься дальше. После выписки из госпиталя Иван Григорьевич принимает решение ехать в Новосибирск и поступает в педагогический институт, дабы исполнить свою мечту стать учителем. Окончив институт, преподает физику в школе № 41 Железнодорожного района. Спустя год он его назначают директором школы. В 1973 году стал директором школы 137. С 1981 года Иван Григорьевич работал инспектором школ Железнодорожного отдела народного образования.

За отвагу и мужество, проявленные в боях за Ленинград, награжден орденом Отечественной войны первой степени и орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и еще 11 медалями.

Заслуги Ивана Григорьевича как педагога были отмечены тремя медалями, двумя почетными знаками и 40 Почетными грамотами. В январе 1981 года ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

…Не властно время над чувствами глубочайшего уважения, признательности к Учителю-фронтовику. Он всегда является человеком, по которому сверяются дела и поступки, перед именем которого всегда готовы «смиренно преклонить колени».

Первухин Павел Игнатьевич.

Он учителем стал накануне войны,

А к ребятам пришел в сорок пятом.

Он от первых боев до победной весны

Полземли прошагал с автоматом.

«В мае 1942 года я и 12 моих парней добровольно ушли защищать Родину. В Новосибирске нас разбросали по различным военным училищам. Мы готовились сражаться в одном строю, а военная обстановка заставила нас расстаться на всю жизнь. Я был зачислен в Томское артучилище № 2. Здесь я заболел и попал в госпиталь, из которого был отправлен на фронт. Навсегда запомнилась тяжелая армейская служба. Внешняя интеллигентность быстро исчезла. На ногах обмотки, пилотка, брюки, гимнастерка побелели, чернела пятнами когда-то запекшаяся кровь.

Боевое крещение получил на Курской дуге. Первый бой, он самый страшный и памятный», – говорил Павел Игнатьевич.

Прошел с боями всю Украину и Польшу, форсировал много рек, освобождал города и штурмовал Берлин. Самой памятной и дорогой наградой для Павла Игнатьевича является медаль «За взятие Берлина». Из рассказа Первухина П.И.: «Она воскрешает в памяти героико-трагические события тех кровавых дней. Перед миллионами солдат предстояло логово лютого зверя, извергавшего приказы об уничтожении неисчислимого количества людей. Мы не забыли муки, страдания, кровь и смерть невинных людей, потому все: от солдата до генерала стремились ворваться первыми. Раненые не хотели покидать поле боя. Это был всеобщий героизм. Я не буду описывать те 9 дней, когда в Берлине круглые сутки на земле, под землей (в метро) и воздухе все горело. Гремело и разрушалось. Я хочу показать людям, какой ценой все это нам досталось.

В день Победы я надеваю китель с наградами. Обидно: кое-кто их называет «побрякушками», а знают ли они, что каждая такая побрякушка оплачена кровью или смертью патриота».

В 1946 году Павла Игнатьевича демобилизовали. Душа снова позвала его в школу, ближе к детям. В июле 1946 года он оказался в Новосибирском городском отделе народного образования. Ему предложили на выбор три школы, выбрал 38-ю Октябрьского района. В 1950 году был назначен учителем в 46 дорожную школу Первомайского района, в 1957 году –директором 48-й школы, в январе 1961 года – заведующим Первомайским РОНО.

«Часто меня спрашивают, сколько я имею наград. Отвечаю: пять боевых орденов и медалей, которыми мы раньше гордились, а теперь боимся их надевать, т.к. они превратились в мишуру. Осталась у меня одна бесценная награда, которой меня наградила судьба. Это – моя жизнь…

Теперь я стою перед Богом на коленях и возглашаю: «Дай, Боже, мне несколько дней жизни, чтобы внушить молодежи: помните стариков, которые презрев все блага, жили для того, чтобы были счастливы вы!»

Несколько учителей нашей области получили звание – Героя Советского Союза:

Анисичкин Федор Иванович, Бельский Алексей Ильич, Борискин Анатолий Васильевич, Бугаев Александр Лаврентьевич, Волков Михаил Евдокимович, Еремин Александр Семенович, Иноземцев Аким Иванович, Матюнин Михаил Григорьевич, Чумак Владимир Семенович.

Волков Михаил Евдокимович родился 5 декабря 1913 года в Сибири, в с. Верх-Тарка Кыштовского района Новосибирской области. Рано Миша остался сиротой. Отец его погиб в начале первой мировой войны, когда Мише исполнился только один год.

В 1924 году Миша поступил учиться в школу. В 1925 году вступил в ряды пионерской организации. В летние каникулы работал по найму у крестьян. В 1928 году поступил в Кыштовскую школу крестьянской молодежи, в 1929 году вступил в ряды Ленинского комсомола. Будучи комсомольцем, обучал на дому неграмотных и малограмотных. Ездил уполномоченным по созданию комсомольских ячеек в селах, по распространению периодической печати, по сбору средств международной организации помощи борцам революции. В январе 1930 года вступил в колхоз и состоял в колхозе до 1936 года. В 1931 году поступил учиться в Каинский (ныне Куйбышевский) педагогический техникум в Новосибирской области, окончил его в 1933 году. После окончания техникума работал учителем начальной школы.

В 1935 году приехал работать в с. Верх-Майзасс и стал преподавать историю и географию. Но недолго пришлось Михаилу учительствовать. В те годы было очень неспокойно на Восточном фронте, где японские самураи нападали часто на советскую территорию. Уже в 1936 году Волков надел военную форму.

В 1939 году Волков М.Е. участвует в боях с японцами на Халхин-Голе. Там трижды был ранен, одно ранение оказалось тяжелым. За участие в боях против японских захватчиков был награжден орденом Красного Знамени. Вскоре после начала Великой Отечественной войны капитан Волков участвует в боях за Родину. Ему пришлось познать горечь отступлений и радость побед. К моменту боев за Вильнюс Волков М.Е. уже подполковник и командует стрелковым полком 159 дивизии, воины которой отличились при освобождении Литвы. Стрелковому полку было поручено выполнить ответственную задачу: захватить вражеский аэродром под Вильнюсом и помешать вывозу из этого района различных военных материалов. Полк с этой задачей справился блестяще. Было захвачено много трофеев, среди которых несколько исправных самолетов.

7 июля 1944 года, преследуя отходящего на новый рубеж противника, подполковник Волков М.Е. следовал впереди своих частей. Ворвавшись в д. Порубанок, где противник устроил засаду, оказался на территории, занятой противником. Лично находясь в боевых порядках подразделений, он организовал бой, доходящий до рукопашных схваток. Противник всячески пытался удержать этот рубеж, но, понеся потери свыше ста человек солдат и офицеров, откатился. Были захвачены трофеи: 7 автомашин, 3 танкетки. Развивая успех, полк сразу освободил Лентварис. В середине июля во время боев в окрестностях Вильнюса Волков был ранен. Только по приказу командования он сдал полк своему заместителю, но через несколько недель опять возвратился. За подвиги при освобождении Вильнюса Указом Президиума Верховного Совета СССР Волкову М.Е. было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1946 году Волков приехал в родную деревню. Не хватало знаний, и он заканчивает учительский, а затем педагогический институт в Новосибирске, работает учителем истории и географии. В 1948 году он был назначен директором семилетней, а потом и средней школы. После напряженного труда Михаил Евдокимович умело проводил отдых в обществе друзей и товарищей.

Михаил Евдокимович был награжден орденом Ленина, Золотой Звездой Героя Советского Союза, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Суворова 3 степени, орденом Отечественной войны 1 степени и несколькими медалями, но награды почти не носил, за исключением торжественных случаев.

Пять ранений и три контузии дали о себе знать. Все труднее и труднее становилось работать, все чаще и чаще болели раны. 15 февраля 1957 года от последствий ранений и контузий герой боев за Литовскую столицу М.Е. Волков скончался. По решению Совета Министров СССР Верх-Таркская школа с 1968 года носит имя Героя Советского Союза Михаила Евдокимовича Волкова.

Смотрим мы сегодня на ветеранов и думаем: откуда они брали силы, бодрость духа, смелость, отвагу, чтобы победить такого до зубов вооруженного боевой техникой врага, чтобы пройти все эти страшные 1418 дней? Силы им придавала родная земля, потому что воевал каждый из них не только за мир, за своих детей, жен, матерей и сестер, но и за березку, осинку, за каждую травинку и тропинку, за каждую росинку на земле, за поле золотое, на котором шумели колосья. Словом, за самое святое, дорогое каждому сердцу – за родной край. Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника.

После окончания Великой Отечественной войны прошло свыше 6 десятилетий. Время стирает в памяти многое. Однако ему не подвластна героика прошлого. Подвиги, совершенные в боях с врагами Родины, бессмертны. Память наша хранит имена героев. Боевые традиции передаются от поколения к поколению, постоянно приумножаются и дополняются традициями сегодняшних воинов.

Хочешь знать почему

Мы такими великими стали?

Почему нас враги

Ни согнуть, ни сломать не смогли?

Нас никто никогда

Не ковал из железа и стали,

Превратила нас в сталь

Цель, к которой мы шли.

По материалам Музея истории развития образования

в городе Новосибирске и Новосибирской области

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела