Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Любовь Ивановна Зинина,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 86 Ленинского района
г. Новосибирска

Особенности занятий ЛФК с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Лечебная физическая культура относится к числу методов, действие которых направлено на активизацию механизмов, выступающих как «физиологическая мера защиты организма против болезни» (И.П. Павлов).

Лечебная физическая культура изучает средства физической культуры, используемые с лечебной целью, для лечения заболеваний и повреждений организма человека и реабилитации больного. Детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребёнка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

ЛФК направлено на значительное повышение качества физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. К специальным медицинским группам относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающими выполнению обычного учебного процесса в школе, но являющимися противопоказаниями для занятий по школьной программе физического воспитания.

С 1986 года введена комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, подготовленная Министерством просвещения совместно с НИИ физиологии детей и подростков. Она ориентирована на повышение уровня физической подготовки и здоровья учеников в соответствии с современными требованиями.

В связи с этим возникает необходимость повседневного внедрения и значительного повышения качества физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников, улучшения содержания и уровня проведения всей работы по физическому воспитанию учащихся. Весьма важным представляется повышение эффективности в деятельности специальных медицинских групп (СМГ), благотворное воздействие которых на укрепление здоровья и дальнейшее вовлечение ослабленных в физическом отношении школьников в активные занятия физкультурой и спортом несомненно.

Ослабленность организма у некоторого контингента учащихся в период возрастного развития усугубляется недостатком организованной повседневной двигательной активности. Дефицит мышечной деятельности особенно касается тех школьников, которые в связи с наличием отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии не могут выполнять программных требований, утверждённых для основного контингента учащихся. Недостаток мышечной работы (гипокинезия) снижает устойчивость и приспособляемость физиологических систем, ответственных за энергообеспечение и пластические процессы в период роста и формирования организма. Это объясняется ослаблением регулирующего влияния, оказывающего нормальные функциональные нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную систему, а также на все виды обмена веществ.

Директор школы № 86 Горюнова Надежда Александровна делает все возможное для оздоровления учащихся школы. В школе внедряются элементы здоровьесберегающих технологий, одним из направлений сохранения здоровья учащихся является ЛФК. В школе обучаются 477 учеников. Был проведён мониторинг здоровья учащихся и выявлены следующие патологии: заболевания опорно-двигательного аппарата – 75%; сердечно-сосудистой системы – 4,6%; органов глаз – 16%; желудочно-кишечного тракта – 5%; бронхолёгочной системы – 3,2%.

В школе сформировано 9 групп учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе и группам ЛФК. Группы учащихся, отнесённых к СМГ и ЛФК, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы в соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах школьников для занятий по физической культуре». Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся I; II; III; IV; V-VII; VII-IX; X-XI классов). Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференцированной нагрузки с учётом индивидуального подхода к учащимся.

Проводится внутригрупповое распределение на сильную «А» и слабую «Б» группы, что позволяет осуществлять индивидуальный подход и добиваться эффективности решения оздоровительных задач. В группу «А» относятся учащиеся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающие двигательными навыками, а также школьников, временно относящихся в специальную группу для полного восстановления после перенесённого заболевания или травмы. В группу «Б» относятся учащиеся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалиями развития двигательного аппарата.

Весь учебный процесс делится на два периода: подготовительный и основной. В подготовительном периоде учитель знакомится с двигательными навыками и физическими возможностями занимающихся учеников. Основное внимание в этот период уделяется овладению навыками правильного дыхания, исполнению простейших упражнений, воспитанию правильной осанки. Проводятся беседы о соблюдении режима дня, питания, закаливания. Продолжительность занятий подготовительного периода – первая четверть. В основном периоде осуществляется уже более интенсивная тренировка организма. В основу положено содержание общей программы для школьников специальной группы, повышение общей тренированности и повышение адаптации к физической нагрузке.

В программе предусматриваются следующие разделы: гимнастика, подвижные игры, плавание, лыжи, кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корригирующие, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности.

Формируются группы по заболеваниям, проводятся наблюдения динамики состояния здоровья детей. Ведется учёт эффективности занятий детей с патологией опорно-двигательного аппарата (силовая выносливость мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость боковых мышц туловища, подсчитываю мышечный индекс).

Таким образом, на каждого из занимающихся детей составляется паспорт здоровья. Проводится два раза в год осмотр врачом-ортопедом и заполняется карта ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети ведут дневники самоконтроля. Ведется работа с детьми по карточкам (при сочетанной патологии), проводится анкетирование, беседы, дети старших классов пишут рефераты. Всем детям, занимающимся в специальных медицинских группах, проводится квалифицированный массаж по назначению врача с учётом патологии.

Ведётся работа в тесном контакте с классными руководителями, родителями и логопедом школы. Работа с родителями включает в себя индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях, открытые уроки ЛФК. В работе с логопедом мы объединили свои наработки и выстроили последовательность занятий с детьми, имеющими нарушение иннервации сосудов (иннервация речевого аппарата).

Комплексный подход к нервной системе ребёнка приобретает ряд свойств, которые компенсируют ослабленные или нарушенные движения артикуляционной мускулатуры. Воздействие на центр речи начинается через воздействие на центр движения. Таким образом «подготавливаем» кору головного мозга к восприятию кинестетических образов. Этот метод позволяет использовать дозированные нагрузки, сочетая ЛФК с дыхательными упражнениями. Основным условием оздоровления учащихся, имеющих логопедическую патологию, является систематичность занятий.

Занятие проводится в следующей последовательности:

ЛФК: общеукрепляющие, общеразвивающие, упражнения на мелкие мышечные группы – развивающие моторику, упражнения на координацию.

Массаж: воротниковой зоны, шеи, области гортани, лицевой мускулатуры, биологически активных точек (точечный массаж), ушной раковины.

Гимнастика: мимическая, звуковая.

Занятие с логопедом.

Занятие в комплексе способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребёнка. Эти наработки используются в работе с детьми, у которых диагностированы расстройства речи: дизартрия, ринолалия, алалия, заикание.

Для оценки результатов эффективности проводимой работы используется:

– Диаграмма эффективности занятий на каждого ребёнка.

– Таблица учёта эффективности занятий.

– Сравнительная характеристика патологии детей, занимающихся в группах.

– Динамика среднестатистических данных группы детей с опорно-двигательной патологией.

– Анализ анкетирования.

Итоговая оценка по физической культуре в СМГ выставляется с учётом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учётом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамики их физических возможностей.

При подведении итогов последних трёх лет деятельности были получены следующие результаты: дети стали активными, раскрепощёнными, уверенными в себе, принимают активное участие в жизни класса и школы. Работают с положительным эмоциональным настроем, без стеснения и комплексов работают на открытых уроках перед родителями и учителями, с интересом пишут доклады и рефераты по проблемам здоровья. Повысился уровень самооценки, занятия ЛФК привели к улучшению соматического состояния учащихся, к восстановлению и коррекции нарушений. Карта ЛФК на каждого ребёнка, дневник самоконтроля, ежегодно проводимое анкетирование детей позволяют правильно оценить эффективность проводимой работы.

Проводимая работа в школе по сохранению и укреплению здоровья учащихся позволяет говорить о выполнении одной из самых сложных задач: воспитании у школьников потребности в самооздоровлении, привычки и желания систематически самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Литература

1. Письмо Минобразования от 31.10. 2003г.№13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

2. Менхин Ю.В., Менхин А.В., Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов: Феникс, 2002.

3. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной культуре. – Ростов: Феникс, 2007.

4. Черемисина О.И., Склянова Н.А., Лейтан Е.Б. Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения. – Новосибирск: Типография СО РАМН, 2004.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела