Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста

По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние 5 лет частота возникновения тех или иных нарушений зрения у детей школьного возраста возросла почти в 2 раза. В нашем компьютеризированном мире состояние зрения, нагрузка на глаза и связанные с ними общее самочувствие и работоспособность стали одной из актуальных тем. Никакой другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды, безусловно, оказывают на нее негативное воздействие. Бурное внедрение современных обучающих технологий, колоссальные зрительные нагрузки, необходимость большую часть времени проводить в школе и дома за книгами и тетрадями, компьютером в ущерб прогулкам, занятиям физкультурой и спортом, неправильное питание – вот круг факторов, которые зачастую приводят к развитию близорукости у детей. В настоящее время близорукость – одно из самых распространенных заболеваний школьников. К 14-15 годам практически каждый третий ребенок страдает близорукостью. Поэтому сегодня проблема профилактики детских глазных болезней стоит, как никогда, остро.

Можно ли предотвратить развитие заболеваний глаз у школьников? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, которые помогают сохранить зрение.

Первое условие нормальной работы глаз – это правильное и достаточное освещение. Стол для занятий необходимо установить ближе к окну, чтобы свет падал слева. Также слева ставится настольная лампа мощностью 60 Вт, защищенная непрозрачным абажуром так, чтобы свет от нее падал не в глаза, а освещал только книгу, тетрадь. Искусственное освещение должно быть достаточным, равномерным, не создавать бликов и резких теней.

Не меньшее значение для охраны зрения имеет поза ребенка во время занятий. Правильная посадка уменьшает утомление мышц шеи и спины, предупреждает нарушение осанки и способствует сохранению зрения. Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости на стул можно подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги подставить скамеечку. Спина поддерживается спинкой стула. При таком положении туловища расстояние между глазами и рабочей поверхностью 30-35 сантиметров (примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев) является наилучшим для зрительной работы.

Домашние занятия школьников 1-2 классов не должны превышать 1,5-2 часов, 3-4 классов – 2 часа, старших школьников не более 3-4 часов. При этом через каждые 30-40 минут необходим 10-минутный перерыв. Отдых – это не сидение перед телевизором; лучше подвигаться, походить по комнате, посмотреть в окно, сделать простейшую гимнастику для глаз. Для гимнастики можно сделать на уровне глаз фломастером метку на оконном стекле диаметром в 3 мм, отойти от окна на 30 см и смотреть 5 секунд на метку, 5 секунд вдаль на вид за окном; и так 3-5 минут.

Безусловно, мы не можем полностью исключить телевизор из жизни детей. Но при этом необходимо помнить, что оптимальное для зрения расстояние от экрана 2,0-5,5 метров; дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате может быть искусственное или естественное освещение, важно чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

Длительность непрерывного просмотра телепередач не должна превышать для младших школьников 30 минут, для старших – 1,5-3 часа в день. При этом тип телевизора (обычный, жидкокристаллическая панель, плазменный) не влияет на переносимость зрительной нагрузки. Вредным фактором является именно длительность непрерывного просмотра.

То же самое можно сказать и о работе с компьютером. За компьютером младшие школьники могут проводить не более 20 минут. Если необходимую работу за это время не сделать, необходимо разбить ее на части и через каждые 10 минут делать для глаз перерыв. Для старших школьников допускается пребывание за компьютером до 2 часов в день, но при этом также необходимы 15-минутные перерывы через каждые 25-30 минут. В связи с тем, что цилиарная мышца глаза, обеспечивающая хорошее зрение, окончательно формируется только к 7-8 годам, совершенно недопустимы игры на компьютере детям до 8 лет.

Нельзя читать и играть лежа, особенно на боку. При этом нарушается правильная освещенность, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительному утомлению.

В рацион ребенка необходимо включать полезные для глаз продукты: морковь, капуста, петрушка, укроп, рыба, мясо, творог, кисломолочные продукты, черника, клюква, брусника, курага, орехи.

Дети должны заниматься физкультурой и спортом, как можно больше времени проводить на свежем воздухе, бегать, плавать, играть в подвижные игры. Среди физически развитых школьников близорукость встречается значительно реже. Летние каникулы желательно проводить за городом, среди зелени, до минимума сократив связанную с напряжением глаз работу.

Безусловно, глаза необходимо беречь от травм. Любое повреждение глаз может привести к тяжелым нарушениям зрения.

Значение зрения для всех сторон нашей жизни невозможно переоценить. Выраженное его ослабление лишает человека полноты восприятия окружающего мира, ограничивает в выборе профессий. Наши глаза заслуживают внимательного, заботливого к себе отношения. Именно поэтому беречь зрение необходимо с раннего детского возраста и, особенно, во время обучения в школе.

Материал подготовлен

МУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела