Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Наталья Евгеньевна Александрина,
заместитель директора по воспитательной работе
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 39 III-IV вида
для детей с нарушением зрения
Ленинского района г. Новосибирска

Воспитываем красотой

Держа в руках скрипку,

человек не способен совершить плохое.

Старинная украинская мудрость

Не секрет, что проблема воспитания детей через понимание прекрасного остро стоит перед современным обществом: в наше время в российской действительности катастрофически упала нравственность, забота педагогов – всеми силами пытаться ее возродить. В новосибирской специальной (коррекционной) школе-интернате № 39 для детей с нарушением зрения создана система воспитания ребенка красотой, добром, любовью.

«Через красивое – к человечному» – это определение лежит в основе основ воспитания. Педагогике известен термин – уровень «воспитываемости» Среди средств воспитания, воспитание красотой стоит, быть может, на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживания души и снимет «толстокожесть», утончит чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, воспитываем.

Основополагающими принципами государственной политики в области образования являются принципы гуманистического характера образования, общедоступности и адаптивности образования к особенностям развития обучающихся. Государство гарантирует возможность получения образования всем гражданам независимо от состояния здоровья и отклонения в развитии. Повышение роли личностного фактора в современном обществе предполагает радикальную перестройку системы социализации детей-инвалидов, создание условий для формирования полноценной личности, развития потенциальных возможностей детей с проблемами здоровья и их успешной социализации.

Эстетическая культура не имеет самостоятельного бытия, а как бы пропитывает собой все прочие виды деятельности, всю человеческую культуру. Нравственные переживания тесно связаны с образной сферой сознания человека, и потому ничто так не тормозит развитие прекрасного как отсутствие конкретного образа. Именно поэтому развитие и обогащение чувственного компонента сознания детей с дефектами зрения – важнейшая предпосылка воспитания, принятая в школе-интернате № 39.

«Коррекционно-педагогическая потребность заключается в том, чтобы научить детей с нарушением зрения видеть прекрасное в окружающем, в жизни, природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребенка, которому многое недоступно для непосредственно-чувственного восприятия действительности» (М.И. Земцова).

Формирование эстетически-творческих способностей детей, инвалидов по зрению, весьма значимо для их социальной адаптации и интеграции, так как занятия различными видами эстетической деятельности позволяют раскрыть потенциальные возможности личности и успешнее вести реабилитацию слепых и слабовидящих. Исходя из теории компенсации, силе недуга может противостоять сила духа, которую ребенок может почерпнуть в творческой деятельности. Открывая для себя радость творчества, ребенок меняет свою жизненную позицию, меняет отношение к себе, своей жизни (дефекту), приобретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение.

Для системы специального образования в целом и для школы-интерната для детей № 39 с нарушением зрения в частности формирование социальной компетенции выпускников как одного из самых важных условий их интеграции в общество и в прежние годы являлось одной из главных задач. В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья в вопросах трудоустройства поставлены в условия прямой конкуренции со всеми остальными членами общества, вопросы социализации данной категории детей приобретают еще большую актуальность.

Дополнительное образование представляет большие возможности для развития личности ребенка. В настоящее время в школе-интернате много творческих кружков, приобщающих воспитанников к миру прекрасного, миру добра и красоты. Это кружки декоративно-прикладного творчества, оригами, вязания, литературно-музыкальная гостиная «Гармония». Деятельность этих коллективов, возглавляемых талантливыми педагогами Е.А. Кондратович, Е.Л. Борисовой, Т.А. Плужниковой, Л.Д. Чубаровой, в течение учебного года выливается в различные формы: смотры-конкурсы, фестивали, декады детей с ограниченными возможностями, спектакли в детских дошкольных учреждениях.

Хоровой коллектив школы-интерната под руководством Т.В. Коржовой – лауреат городского конкурса детских хоровых коллективов «Левобережный», городского фестиваля «Поём о славе России», обладатель «Золотого диплома» и кубка межрегионального конкурса детских хоровых коллективов «Сибирский», лауреат I премии и юбилейного приза Камерного хора филармонии областного фестиваля – конкурса «Поющая школа», городского конкурса «Желаю тебе, Земля моя».

Не менее профессиональными выглядят и выступления школьного танцевального коллектива «Содружество» (руководитель Л.А. Нижанковская), который является украшением любого праздника, фестиваля, конкурса. Слабовидящие ребята чувствуют себя на любой сценической площадке комфортно, так как вся подготовительная работа систематизирована, ориентирована на их возможности.

Интересны по форме и содержанию спектакли детского театрального коллектива «Чародеи» (руководитель Л.С. Соколова) Сочинение сценария, репетиции, подготовка реквизита – все это прекрасная возможность научиться работать в группе, прислушиваться к мнению других, корректно отстаивать свою точку зрения. У ребят появилось чувство ответственности за себя и общее дело, а самое главное – вера в свои собственные силы, чувство гордости за результат личной и совместной деятельности.

«Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться её красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту» (В.А. Сухомлинский).

Слова великого русского педагога как нельзя лучше отражают идеи воспитания детей с нарушением зрения в их втором доме – школе-интернате № 39.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 54)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела