Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(9) Татьяна Игоревна Колышкина,

заместитель директора по научно-методической работе

Дома детского творчества имени В. Дубинина г. Новосибирска

Апробирование модели организации детского образовательного туризма

(на примере организации Байкальской экологической школы)

Лето, каникулы.…  Как много надежд рождают в нас эти приятные слова. Нам, сибирякам, неизбалованным теплом и солнцем, всегда хочется, чтобы летний отдых принес нашим детям и возможность насладиться солнышком, и поправить свое здоровье, и приобрести новых друзей, и обязательно узнать что-нибудь новое. Очень хочется, чтобы долгожданные летние каникулы прошли с пользой для души и тела. Решением такой задачи является детский образовательный туризм. Ребенок отправляется в самостоятельное путешествие (без родителей, но, конечно, под руководством педагогов), что уже само по себе является стимулом к развитию. А если еще при этом педагог ставит перед ним образовательные задачи, грамотно готовит к их решению, то в этом случае и моделируется ситуация, позволяющая ребенку полноценно отдохнуть, получить эмоциональную зарядку и приобрести новые знания, найти в себе новые возможности и ресурсы.

Совместный проект новосибирских педагогов и Байкальского инновационного центра «Байкальская международная экологическая школа» «Байкал – жемчужина планеты» по дополнительному экологическому образованию своей целью ставил именно развитие исследовательской деятельности учащихся и апробирование модели организации детского образовательного экологического туризма. В рамках проекта группа школьников г. Новосибирска и г. Бердска совершила путешествие в п. Танхой Республики Бурятия. Именно там находится уникальный Байкальский государственный природный биосферный заповедник. Заповедник работает с 1969 года, охватывает центральную часть горного хребта Хамар-Дабан и его северного склона, расположенного вдоль южного побережья озера Байкал, что позволяет хорошо познакомиться с этим уникальным озером. Традиционное направление эколого-просветительской деятельности заповедника – работа с детьми.

Задачи проекта:

– развитие интеллектуальных способностей учащихся;

– формирование навыков исследовательской работы;

– включение учащихся в проектную деятельность;

– развитие творческого потенциала и творческой активности личности;

– изучение многообразия природы уникального природного комплекса Байкала;

– приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через организацию экологической экспедиции;

– создание эмоциональной доброжелательной атмосферы, способствующей полноценному общению.

В соответствии с поставленными задачами организаторы сформулировали и предполагаемые результаты:

– приобретение опыта участия в экологической экспедиции;

– приобретение новых знаний о природных ресурсах и способах их сбережения;

– разработка самостоятельной исследовательской темы и представление ее результатов на научно-практических конференциях;

– участие в общественных экологических акциях;

– приобретение опыта общения с детьми разных возрастов.

На реализацию этих задач была направлена вся насыщенная программа поездки. Она строилась таким образом, чтобы ребята получили максимум возможностей для получения новых знаний, отдыха и общения, и чтобы каждый день приносил что-то новое.

Полтора дня в дороге, и вот уже он – священный Байкал, приветливо сверкает на утреннем солнце и манит своей загадочностью и величием. Долгожданная остановка, встреча на вокзале, размещение и первое знакомство с Озером. Наверное, у каждого педагога есть особенно запоминающиеся моменты, когда дети испытывают особые эмоции, когда он видит, что его усилия принесли им эти минуты радости, помогли сделать собственное открытие. У педагогов Байкальской международной экологической школы таких моментов было немало. А первый – этот тот восторг, который дети испытали, первый раз ступив на берег Байкала. Потрясение, восхищение, смех и визги девчонок, удивление, стремление сейчас же, немедленно, окунуться в эту холодную, но такую притягивающую воду – все смешалось в эти минуты. И, лишь немного справившись с первыми эмоциями, вдоволь нафотографировавшись, ребята прошлись с экскурсией по берегу, узнали об истории древнего озера, о его загадках и сегодняшнем дне.

За время всей поездки дети побывали на экскурсии в Музее природы Байкальского государственного природного биосферного заповедника, посетили этнокультурный комплекс, рассказывающий об истории культуры народов, населяющих эту территорию, совершили образовательную экскурсию по экологической тропе «В джунглях Хамар-Дабана», побывали на Теплых озерах в предгорьях Хамар-Дабана и совершили прогулку на катере по озеру Байкал.

Но главным содержанием программы Байкальской международной экологической школы была работа исследовательских групп под руководством ведущих научных сотрудников заповедника. Занятия велись по пяти основным секциям: гидробиология, ботаника, геология, орнитология и энтомология. Педагоги представили ребятам специфику каждого направления, предложили несколько тем, после чего каждый выбрал для себя наиболее интересующую его область. Для повышения эффективности исследовательской работы и для расширения социального опыта участников проекта три дня ребята жили в палаточном лагере, на берегу Байкала, на экспериментальной экологической площадке.

Урбанизация современной цивилизации достигла на сегодняшний день таких масштабов, что многие ребята совершенно не имеют опыта неформального общения с природой. Среди участников были те, кто никогда не сидел у костра, никогда не жил в палатке, не знал как вести себя в полевых условиях. Поэтому организация палаточного лагеря дала ребятам не только возможность провести наблюдения за природными объектами, собрать материал для анализа, но и позволила им приобрести новый жизненный опыт и навыки самостоятельной жизни в полевых условиях, научиться бережно использовать природные ресурсы. Сначала участники школы самостоятельно приводили в порядок территорию, очищали ее от мусора, ставили палатки, готовили необходимую инфраструктуру, затем поддерживали порядок в лагере, как положено, дежурили по кухне. Вся эта практическая деятельность позволила каждому почувствовать свою ответственность за окружающий тебя мир, открыть в себе новые качества и способности. Кроме того, ребята получили возможность принять участие в настоящей серьезной экологической акции под руководством волонтеров общественной организации «Большая Байкальская тропа». Вооружившись инструментами, юные экологи сами расчистили небольшой участок тропинки к экологической стоянке.

Особо хочется сказать о создании в таких сообществах уникальной атмосферы для формирования коммуникативных навыков. Специфика данного проекта заключалась еще и в том, что участниками школы стали две группы детей из разных географических пунктов: поселка Танхой (именно там проходила школа) и г. Новосибирска. Дети не были ранее знакомы друг с другом и имели разный социальный опыт, обусловленный особенностями жизни в таких разных местах. Тем значимее результат создания общего коммуникативного пространства в рамках экологической школы. Немалую роль, конечно, сыграла здесь и грамотно выстроенная программа досуговых мероприятий, основной целью которой стало обеспечение комфортной психологической атмосферы во временном детском коллективе.

Сегодня, размышляя над уже завершившимся проектом, можно с уверенностью сказать, что программа школы реализована, поставленные результаты выполнены. Об этом свидетельствуют и выполненные ребятами презентационные работы по итогам экологической экспедиции. Абсолютно каждый участник представил на итоговую конференцию свое собственное исследование. Часть ребят планирует продолжить свои исследования в течение учебного года и представлять свои результаты уже на научно-практических конференциях учащихся различного уровня. Красноречиво говорят об этом и результаты анкетирования участников Байкальской международной экологической школы. Степень эмоциональной удовлетворенности участников смело можно оценивать как очень высокую.

Проект был изначально ориентирован на детей, уже занимающихся поисковой и научно-исследовательской деятельностью. Но за короткое время (программа была рассчитана на 9 дней) педагоги смогли сформировать интерес к исследовательской деятельности и у ребят, ранее не занимавшихся экологией.

В наше сложное время организованные формы детского образовательного туризма содержат в себе огромный образовательный и воспитательный потенциал. Они позволяют формировать у школьников очень важное качество – образовательную мобильность, способность самостоятельно находить образовательные ресурсы, уметь учиться в разных обстоятельствах и по разным источникам. А это так необходимо в современном информационном обществе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 577)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела