Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(3) Светлана Геннадьевна Сизова,
учитель начальных классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся с недостатками слуха

Перед нами, педагогами коррекционной школы, стоит главный вопрос: «Как помочь ребёнку-инвалиду найти своё место в жизни? Как помочь ему стать конкурентноспособным на рынке труда?» Сегодня решение этого вопроса во многом зависит от способности наших учащихся овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

Использование проектной деятельности позволяет формировать умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты, а использование новых информационных технологий стимулирует и поддерживает учебную мотивацию.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I,II вида (для детей с недостатками слуха) опытно-экспериментальная работа по применению в учебной деятельности метода проектов ведётся уже несколько лет.

При работе над учебным исследовательским проектом в коррекционной школе особая роль отводится использованию ИКТ, как одному из важнейших средств работы по сбору и обработке необходимой информации. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

В связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у инвалида по слуху визуальный канал восприятия информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных технологий этот канал занимает центральное место.

Приведём примеры.

Проект-исследование учащихся 0 класса I вида был проведён в рамках уроков ознакомления с окружающим миром, обучения устной речи и предметно-практического обучения. Тема «Времена года», основополагающий вопрос: «Почему тает снег?» При представлении результатов работы мамам и папам, а позднее и ребятам других классов, были использованы цифровые фотографии, сделанные учителем в ходе работы над проектом. Фотография, а не рисунок ученика:

– позволяет не тратить время на рисование (если это специально не запланировано);

– помогает учащимся при описании последовательности своих действий;

– делает рассказ ребёнка более выразительным;

– фотография более «конкретна», чем рисунок.

Информационно-поисковый проект в 4 классе для глухих детей, имеющих УО, был проведён на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи по теме «Городской транспорт». Основополагающий вопрос: «Зачем нужны машины?» В ходе работы над проектом учащиеся иллюстрировали свой рассказ фотографиями, сделанными самостоятельно, самостоятельно переносили их на компьютер, учились создавать и работать с папками. Немаловажным мотивом, побуждающим к использованию информационных технологий, стало желание ребят, чтобы их словари-альбомы были оформлены эстетично, красиво, «как у учащихся старших классов». Обложки альбомов ребята делали сами в программе Paint на уроках компьютерных технологий.

Ещё один пример учебного проекта «Космос», выполненного учащимися 3 класса I вида. Информационно-поисковый проект выполнен в рамках уроков развития речи, чтения и внеклассной работы. Целями, направленными на повышение уровня самостоятельности учащихся, стали: «Развитие способности анализировать и обобщать информацию. Формирование навыка социального общения». Основополагающий вопрос: «Зачем люди летают в космос?» Выдвинутая гипотеза – «Там красиво, интересно».

В ходе работы над проектом ребята посмотрели документальный фильм об освоении космоса, составили план работы и работали над словарём на интерактивной доске, вместе с воспитателем работали с электронными энциклопедиями – искали рассказы о космонавтах. На этапе обобщения материала ребята составляли кроссворды, сканировали картинки для составления альбомов «Космос». Учащиеся опровергли свою гипотезу и для представления проекта с помощью учителя составили презентацию с рассказом об использовании человеком космоса.

Создание учебных проектов и наличие учебного оборудования даёт возможность попутно, не нарушая сложившегося образовательного процесса, делать акцент на формировании информационной компетенции, т.е. умения эффективно осуществлять все этапы работы с информацией с использованием ИКТ. Достижения информатизации позволяют повысить уровень познавательной самостоятельности у младших школьников с недостатками слуха, многократно повышают мотивацию, открывают новые возможности для изменения стратегии освоения новых знаний.

Проектная деятельность с использованием информационных технологий является мощным средством мотивации к обучению, способствует развитию уверенности в своих возможностях, повышает уровень самостоятельности учащихся с недостатками слуха.

Литература

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании, Школьные технологии, 2004 г., №5. 
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972.
  4. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
  5. Технология коммуникационных проектов. – Наука и школа, 1997. – №4.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся с недостатками слуха
2. ИКТ при обучении детей с нарушениями слуха на уроках биологии
3. У нас школьная газета, а у вас?