Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Светлана Сергеевна Сердцева,
учитель биологии
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

ИКТ при обучении детей с нарушениями слуха на уроках биологии

Цель образовательного курса по биологии для детей с нарушением слуха заключается в том, чтобы сформировать у учащихся определенный минимум знаний в той или иной области науки и научить использовать накопленные знания в жизни, сделать так, чтобы учащиеся стали компетентными в определенной области знаний. Для детей с нарушением слуха это сложная задача.

Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Т.к. потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка).

Глухой малыш, как правило, обращается к вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков (1).

Дети с нарушениями слуха легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее – обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее со словами с абстрактным и переносным смыслом. Не редко у детей с нарушением слуха установка на запоминание текста доминирует над стремлением его понять.

Для того чтобы исправить это, необходимо широко использовать наглядно-действенные методы обучения. Например, ознакомление с реальными предметами, их изображение на картинках, использование таблиц, карточек, осуществление практических действий с предметами, проведение ролевых игр, наблюдений во время экскурсий на природу, знакомство с ближайшим окружением. Предмет естественного цикла, такой как биология, является сложным для детей с нарушением слуха, т.к. он в большей степени устный. Чтобы ребенок мог лучше освоить понятия, хорошими помощниками являются полноцветные, анимированные или видеоиллюстрации (2).

Средства и методы меняются, становятся современными. На уроках помимо обычных учебников, бумажных иллюстраций используется компьютер, Интернет, интерактивные доски.

Применение ИКТ способствует мотивации учащихся к изучению предмета. При обучении детей необходимо заинтересовать их – только в этом случае возможно обеспечить успех в усвоении новых словесных знаний и умений. Задания для детей с нарушениями слуха должны быть доступны и привлекательны. Необходимо показывать детям, как новые знания, приобретенные с помощью ИКТ, можно использовать в различных ситуациях.

Применение ИКТ помогает учащимся глубже усвоить учебный материал и систематизировать знания. Дополнительную информацию о детях с нарушением слуха можно посмотреть на данных сайтах: www.deafworld.ru, www.pedlib.ru.

 

Источники информации

  1. http://www.invalid-detstva.ru
  2. http://vocabulary.ru
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела