Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Тамара Владимировна Архипова,
директор МБОУ СОШ № 163
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла
Советского района г. Новосибирска

Интеграция технологии биоуправления в образование

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием, а при поступлении в начальную школу ребенок, как правило, не обладает такими навыками. Их отсутствие приводит к тому, что при нормальном и высоком интеллекте ребенок имеет сложности в обучении навыкам чтения и письма, совершает много ошибок в выполненных работах, не справляется со школьными заданиями, и вследствие этого имеет низкую академическую успеваемость. Особенно следует отметить, что само поступление в школу, переход к предметному обучению вызывают дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести не только к истощению психоэмоциональных ресурсов, развитию или обострению хронических заболеваний, но и формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Понимание необходимости решения проблемы адаптации ребенка к учебному процессу и коррекции отклонений в развитии: внимания, поведенческих нарушений, снятия избыточного напряжения, обучения методам противодействия стрессу, в том числе информационному, привело к созданию в рамках школы научно обоснованной и педагогически ориентированной комплексной программы коррекции и адаптации детей групп риска поведенческих нарушений и эмоциональной дезадаптации в условиях образовательного учреждения.

Для реализации цели эксперимента в образовательный процесс вместе с комплексом психолого-педагогических мероприятий были внедрены оздоровительно-коррекционные методы технологии игрового компьютерного биоуправления и адаптивного нейробиоуправления, разработанные в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН г. Новосибирска.

Таким образом, медицинская технология в комплексе с педагогическим воздействием позволяет предупредить развитие хронического стресса и психосоматических расстройств у детей, помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью адаптироваться и стать успешными в условиях школы.

Медико-психологическое обоснование актуальности эксперимента. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – распространенная  форма расстройства поведения, диагностируемая у 17-20% детей и подростков. Первые симптомы, как правило, привлекают к себе внимание родителей, когда ребенку исполняется 6-7 лет. Ведущими нарушениями для детей с СДВГ являются следующие:

- избыточная активность, не соответствующая выполняемому заданию;

- дефекты концентрации внимания;

- импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;

- проблемы во взаимоотношениях с окружающими;

- сопутствующие нарушения поведения.

После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно усиливаются. Поведение ребенка не соответствует возрастной норме, и очень часто ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство детей с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований.

Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Наблюдения показывают, что такие дети довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью нередко сочетается как со специфическими отклонениями развития, так и с оппозиционными нарушениями поведения. В тех случаях, когда не удается контролировать нарушения поведения, особенно в подростковом возрасте, это состояние может перейти в более тяжелое антисоциальное личностное расстройство, а также привести к возникновению аддикций (наркомании, токсикомании, алкоголизма).

Лечение СДВГ. До последнего времени основное место в лечении детей с синдромом дефицита внимания занимает медикаментозная терапия. Обычно применяются стимуляторы центральной нервной системы, антидепрессанты, препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга. Вместе с медикаментозной терапией проводится психотерапия и методы модификации поведения (поведенческая терапия).

В середине 70-х годов для лечения детей с СДВГ стали применять электроэнцефалографическое биоуправление. В некоторых исследованиях в 70-90% случаев демонстрируется эффективность использования метода биоуправления. Это очень высокий уровень эффективности, так как применение медикаментов дает позитивные результаты лишь в 60-70% случаев, бихевиоральная (поведенческая) терапия является эффективной в 40-50% случаев.

Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции. Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых ребенку, посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи), передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры, человек развивает навыки саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологические функции организма.

Показаниями к применению данного метода являются:

1. Специфические расстройства развития:

– нарушение развития способности к арифметическому счету;

– расстройство развития экспрессивного письма;

– расстройство развития способности к чтению.

2. Расстройства в виде деструктивного поведения.

Противопоказаний нет.

Технология адаптивного нейробиоуправления – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической и приспособительной обратной связи.

Эксперимент проходил в три этапа.

Первый этап:

– была изучена научная и психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

– разработаны диагностические методики определения уровня готовности ребенка к школе, нарушения внимания и стрессоустойчивости детей с отклонениями в здоровье с использованием игрового компьютерного биоуправления;

– обучены все участники образовательного процесса специфике работы с учащимися данной группы;

– проведено обследование детей, поступающих в первый класс, с целью выявления поведенческих нарушений, эмоциональной дезадаптации, логоневрозов и часто болеющих детей;

– определены формы взаимодействия с родителями;

– внедрены разработанные в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики методы технологии биоуправления, помогающие обеспечить 100% уровень обученности при оптимально возможном качестве обученности (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся).

Результаты применения технологии адаптивного нейробиоуправления у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью:

1. «Переобучение» головного мозга ребенка. Для большинства детей с синдромом дефицита внимания характерна неадекватная реакция на интеллектуальный стресс – снижение активации фронтальных отделов коры головного мозга.

В этом случае использование биологической обратной связи по бета-ритму ЭЭГ позволяет обучить пациента нормальной физиологической реакции, например, увеличению активации лобных отделов коры головного мозга при решении арифметических задач.

2. Формирование у ребенка устойчивых адекватных поведенческих стереотипов. Для детей с синдромом дефицита внимания часто характерно импульсивное, плохо контролируемое и часто агрессивное поведение.

Биологическая обратная связь, будь то тренинг по бета-ритму или игровые релаксирующие программы, основана на принципах бихевиоральной, т.е. поведенческой терапии. Ребенок сталкивается с необходимостью контролировать свое поведение, планировать деятельность и добиваться необходимого результата.

3. Нормализация эмоционального состояния. Дети с синдромом дефицита внимания постоянно вызывают раздражение окружающих – родителей, сверстников, учителей. Ребенок, чувствуя, что окружающие не принимают его, постоянно находится в состоянии эмоционального стресса. Это приводит к возникновению стойких эмоциональных расстройств и появлению потребности в улучшении своего психического состояния при помощи психоактивных веществ.

В процессе тренинга ребенок сталкивается с большим количеством решаемых задач. Игровые алгоритмы устроены таким образом, что самый неусидчивый ребенок может достичь успеха в игре. При этом следует помнить, что победа в игровом сюжете возможна только при возникновении адекватных физиологических реакций. Успехи приводят к повышению самооценки, снижению уровня тревоги.

Педагогические результаты первого этапа эксперимента показаны на графике.

Анализ взаимосвязи эффективности коррекционного курса и поддержки со стороны семьи выявил степень влияния различных неблагоприятных социальных факторов на эффективность лечения (в анализ включены также данные, полученные в центре психолого-педагогической реабилитации).

Социальные факторы

Частота встречаемости, %

Степень влияния на эффективность лечения (в баллах)

Воспитание в неполной семье:

6,4

1

Отсутствие отца

3,6

1

Отсутствие матери

-

1

Отсутствие обоих родителей

1,8

1

Повторный брак у родителей

12,5

1

Частые конфликты в семье

17,9

1

Различные подходы к воспитанию ребенка у родителей и бабушки и /или дедушки

16

1

Низкий уровень образования у одного или обоих родителей

7

3

Продолжительная разлука с родителями

9

3

Длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей

7,2

2

Алкоголизм у родителей: у отца

-

-

                                            у матери

-

-

                                            у обоих родителей

-

-

Наркомания

-

-

Низкая материальная обеспеченность семьи

10,7

3

Неблагоприятные бытовые условия

14,3

3

Таким образом, результаты первого этапа эксперимента показали эффективность организации специализированных классов для оказания помощи детям с СДВГ, высокую эффективность технологии компьютерного нейробиоуправления, социально-психологическую адаптацию детей к условиям обучения в обычных классах.

Второй этап:

– была апробирована система адаптации детей с нарушением внимания, речи и поведения;

– усовершенствованы методы арттерапии (музыкотерапии, вокалотерапии, изотерапии, кинезитерапии, имаготерапии);

– проведен мониторинг уровня адаптации учащихся 5-х классов;

– проведены практикумы для родителей и семинары разных уровней для представителей городского центра развития образования, членов экспертной группы Главного управления образования мэрии, руководителей образовательных учреждений района, учителей начальной школы, учителей предметов ХЭЦ, психологов;

– внедрены в практику начальной школы уроки здоровья с использованием игрового биоуправления (для профилактики устойчивости к стрессу и психосоматической патологии).

Технология игрового биоуправления основана на игре, как наиболее эффективном методе эмоционального подкрепления механизмов саморегуляции, которая позволяет превратить человека из пассивного объекта внешних вмешательств (врача, учителя, тренера) в заинтересованного, активного субъекта лечебно-оздоровительного процесса.

Главной особенностью игрового компьютерного лечебно-оздоровительного тренинга, основанного на технологии игрового биоуправления, является соревновательный сюжет. Выиграть игру (соревнование) или добиться положительного (созидательного) развития сюжета человек может, только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции, используя методики мышечной релаксации в сочетании с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.

Преодолевая противоречие между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится формировать устойчивость к стрессирующей ситуации игры. Таким образом, создается модель эффективного поведения – системы навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий.

Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса (соревнование с самим собой), что является залогом совершенствования навыков саморегуляции.

Медико-психологическое обоснование эффективности уроков с использованием игрового компьютерного биоуправления. Оздоровительные уроки с использованием игрового компьютерного биоуправления дают возможность существенно усилить мотивацию детей к школьному обучению и облегчить этот процесс путем приобретения необходимых практических навыков поведения ребенка во время школьного урока, выполнения работы самостоятельно и развития навыков саморегуляции в эмоционально напряженной ситуации. Если во время школьного урока учителю (дома – родителям) приходится уговаривать, придумывать разные варианты позитивного подкрепления (поощрение в виде конфет, игрушек, развлечений, денежных вознаграждений), то игровой тренинг сам по себе становится таким подкрепляющим стимулом: дети легко и быстро начинают включаться в процесс занятий, понимая, что только при эффективной работе они смогут достичь поставленной цели.

Так, во время игрового тренинга «Ралли» – только при высокой степени концентрации внимания и обучении навыкам саморегуляции ребенок сможет объехать появляющиеся камни на дороге, и тем более сохранить свой собственный эффективный результат или улучшить его (уменьшить время реакции и количество пропущенных камней) в двух-трех последующих попытках. Поскольку в течение сессии ребенок сразу видит результат своей деятельности, у него появляется стимул к тому, чтобы выполнить задание лучше, так как в этом случае он получает поощрение в виде баллов, призов или салюта в честь победителя.

Повышение самооценки, осознание ребенком того, что он может улучшать свой собственный результат – побеждая, пусть даже и в виртуальной среде, имеет мощное психологическое воздействие. Он становится более уверенным в себе, активным на уроках, коммуникабельным, улучшается настроение. Использование ребенком навыков саморегуляции в напряженной ситуации во время игрового тренинга помогает ему успешнее выполнять задания во время напряженной ситуации на школьном уроке – во время контрольных, самостоятельных, олимпиадных работ; в спортивных соревнованиях. Повышается академическая успеваемость ребенка. Тем самым, легче и естественнее проходит процесс адаптации ребенка к школьной среде в целом.

Результаты применения технологии игрового компьютерного биоуправления в учебно-воспитательном процессе:

Для учащихся:

– повышение устойчивости к стрессовым воздействиям (по результатам диагностики);

– улучшение актуального психофизиологического состояния (по результатам диагностики);

– предупреждение (уменьшение) психосоматической патологии – заболеваний кардио-респираторной, нервной системы;

– «щадящая» (менее болезненная) адаптация при поступлении в школу и на переходных этапах школьного обучения;

– развитие навыков саморегуляции, повышение психологической резистентности;

– снижения психоэмоционального напряжения в группах часто болеющих  детей;

– повышение концентрации внимания, улучшение академической успеваемости учащихся с синдромом СДВГ.

Для учителей: релаксирующие и оздоровительные тренинги.

Психолого-педагогические результаты второго этапа эксперимента показаны на диаграммах.

Дан сравнительный анализ общих показателей внимания ребёнка, куда входят такие свойства, как концентрация внимания, устойчивость, объём, переключение (в % к предложенному тестовому материалу).

Из диаграммы видно, что классы по своему развитию неоднородны. Лидирующее положение занимает лицейский класс. Однако экспериментальный класс вполне адаптировался к работе в среднем звене школы и занимает почти равное итоговое положение с общеэстетическим классом (на диаграмме указаны уровни развития познавательных процессов: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Вся совокупность полученных результатов свидетельствует о высокой эффективности оздоровительных уроков с использованием игрового компьютерного биоуправления в школе для оказания эффективной помощи детям в процессе адаптации к учебному процессу.

В настоящее время идет заключительный этап анализа, обобщения и трансляции опыта работы школы в рамках эксперимента. Разрабатываются методические рекомендации для родителей детей 7-9 лет с нарушением внимания, речи и поведения; для учителей начальных классов, учителей-предметников среднего звена для работы с детьми с синдромом СДВГ (построение урока, использование методических приемов и отбор содержания учебного материала).

Результаты опытно-эспериментальной работы школы были представлены на разных уровнях:

– на первом Международном форуме «Охрана здоровья детей в России» (Москва, 04.06 г.);

– всероссийской конференции «Профессиональное гигиеническое обучение, формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» (Москва, 05.06 г.);

– на региональной конференции «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, клиника, междисциплинарный подход к лечению и реабилитации» (Барнаул, 10.06 г.);

– на всероссийской научной конференции «Биоуправление в медицине, образовании и спорте» (Омск, 05.08 г.);

– на областном семинаре «Управление качеством образования» (Краснообск, 01.09 г.);

– на всероссийской мультидисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Когнитивные нарушения у детей. Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи» (Пермь, 02.09 г.);

– на международной научно-практической конференции «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов» в работе секции по теме «Здоровьесбережение как показатель качества образования» (Новосибирск, 03.09 г.).

На основании анализа результатов проведенных исследований, общения со специалистами ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики и родителями планируется дальнейшая работа с детьми начальной школы в рамках эксперимента. Так как именно в школе, по мнению всех участников эксперимента, возможно своевременное выявление детей групп риска поведенческих нарушений и эмоциональной дезадаптации, проведение коррекционного курса с первого года обучения с высокой эффективностью тренинга, наблюдение за детьми, получившими основной коррекционный курс, а также эффективное взаимодействие специалистов ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, учителей и родителей.

Эксперимент подобного рода проводится впервые в Сибирском федеральном округе и планируется его продолжение в рамках всероссийского проекта с 2010 года.

Современная лечебно-коррекционная технология компьютерного нейробиоуправления, интегрированная в образовательный процесс, является принципиально новым решением проблемы профилактики и восстановления здоровья школьников. Высокая эффективность (до 92%) безлекарственного коррекционного курса по технологии нейробиоуправления помогает решить проблему детей с поведенческими нарушениями и эмоциональной дезадаптацией; обеспечивает высокую социально-психологическую адаптацию, социализацию детей групп риска и положительную динамику обученности, воспитанности и развития таких учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Статья написана по материалам работы творческой группы учителей-экспериментаторов и специалистов института:

Даниленко Елены Николаевны, специалиста (психолога) ГУНИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН;

Головиной Людмилы Ивановны, заместителя директора по УВР высшей квалификационной категории, «Почетного работника общего образования РФ» МБОУ СОШ № 163 с углубленным изучением предметов ХЭЦ;

Панькова Всеволода Ивановича, педагога-психолога МБОУ СОШ № 163 с углубленным изучением предметов ХЭЦ;

Новиковой Натальи Анатольевны, классного руководителя, учителя начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 163 с углубленным изучением предметов ХЭЦ;

Шустиковой Натальи Константиновны, классного руководителя, учителя истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 163 с углубленным изучением предметов ХЭЦ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции