Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Галина Михайловна Вартапетова,
начальник научно-методического отдела
коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО,
кандидат педагогических наук

Любовь Васильевна Борисова,
учитель-логопед высшей квалификационной
категории
МБОУ СОШ № 179
Советского района г. Новосибирска

Ирина Леонидовна Языкова,
заместитель директора по УВР
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 179
Советского района г. Новосибирска

Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей интегрированное (инклюзивное) образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Понятия «интеграция» и «инклюзия» при определенных отличиях имеют много общего. Приоритетом практики интеграции является перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. Обычно такие дети учатся в отдельных классах. В образовательной системе Новосибирской области на протяжении многих лет работают классы для детей со специальными образовательными потребностями (чаще всего – для детей с задержкой психического развития), компенсирующие классы. И в нашей школе в конце 90-х годов были созданы такие классы, однако мы пришли к выводу, что данный подход не принес существенных практических результатов и «обычные» школьники не стали чаще общаться с детьми с ограниченными возможностями. В результате педагогический коллектив школы пришел к необходимости перехода к внутренней интеграции, когда ребенок со специальными образовательными потребностями обучается в классе со здоровыми сверстниками, что, по сути, и является инклюзивным обучением, когда учитывается индивидуальность каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 год объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне.

При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушениями развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция может быть губительна для обеих сторон. Мы понимаем интеграцию как сложный процесс, тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции.

Интеграция предполагает, что кто-то не покидает ребенка и сопровождает его. При этом сопровождающий должен отследить, что ребенка нужно вовремя переместить в другую среду, более отвечающую возможностям ребенка и задачам его развития. Те люди, которые сопровождают ребенка в процессе интеграции и отслеживают его маршрут, находятся вместе с ним в той же среде. В той же среде постоянно есть кто-то, кто за этим ребенком наблюдает. Ребенок, таким образом, не остается без внимания.

С 2006 года в школе работает городская экспериментальная площадка «Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями». Научным руководителем экспериментальной работы является начальник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО, канд. пед. наук Г.М. Вартапетова.

Прежде чем начать работу педагоги и специалисты школы провели анализ ситуации, выявили категории и число детей, требующих интегрированного подхода в обучении. Выявлено, что детей с особенностями поведения за последние 3 года в школе обучается 20 человек; со снижением интеллекта в начальной школе – от 18 до 22 детей, детей с нарушением устной и письменной речи – от 48 до 56 детей. Кроме этого, выявлено 17 детей «группа риска» по школьной дезадаптации – это дети из неблагополучных семей. Этих детей мы не только обучаем, но и уделяем внимание социализации в целом через посещение театров с классом, участие в классных и школьных праздниках, посещение кружков, спортивных секций.

Далее были определены задачи организации интегрированного обучения в школе:

– создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

– обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

– организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

– компенсация недостатков дошкольного развития;

– преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

– постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

– охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

– социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

– изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

Решение данных задач возможно только при понимании всеми педагогами, родителями, учащимися, что школа должна быть конкурентоспособной, быстро реагирующей и на изменения в обществе. Это возможно только тогда, когда в ОУ будет режим непрерывного развития, рост профессионализма на всех уровнях. Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного пространства.

Для решения данных задач в школе были созданы следующие условия:

– составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы: на старшей ступени обучения введено углубленное изучение математики и информатики;

– в учебном плане учитываются и интересы детей со специальными образовательными потребностями – увеличено количество учебных часов на предмет «Технология» и в начальной школе введен предмет «Информатика и ИКТ»;

– создана и утверждена структура методической службы школы;

– все методические объединения учителей имеют четкие планы работы, вытекающие из общешкольного плана, и обращается большое внимание на совершенствование учебного процесса;

– проводится мониторинг на основе внутришкольного контроля, что стало одним из условий эффективности работы школы;

– проведена работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;

– работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носит научно-методический характер и построена на диагностической основе.

Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания: представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды; знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса; умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

На основании данных положений в школе проведены следующие мероприятия:

– изучены современные тенденции в вопросах интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы общего назначения;

– изучены резервы и условия образовательного процесса общеобразовательной средней школы № 179, необходимые для интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями;

– разрабатывается и апробируется модель коррекционно-развивающего обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях адаптивной школы;

– созданы методические рекомендации для педагогов и родителей, дидактическое обеспечение интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях адаптивной школы;

– организованы занятия психомоторикой в первых и вторых классах.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения детей со специальными образовательными потребностями были организованы:

– Курсы ПК «Обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения» (январь-март 2007).

– Семинар «Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся с ЗПР» (апрель 2007).

– Семинар «Выявление и психолого-педагогическое изучение детей со специальными образовательными потребностями» (октябрь 2006).

– Семинар «Урок в структуре коррекционно-развивающего обучения» (ноябрь 2008 г., февраль 2009 г.).

В результате проведенной работы в настоящее время каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно: выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание; использует различные пособия, технические средства для достижения целей; организует разнообразную деятельность детей, в т.ч. проектную и творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т.п.

В программах по общеобразовательным предметам педагоги научились дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

В школе работают специалисты в области психолого-педагогической коррекции и реабилитации – учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. В содержание их работы входит: проведение психолого-медико-педагогического обследования; проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; консультация педагогов по адаптации учебных программ, проведение обучающих семинаров для преподавателей, направленных на совершенствование их профессионального мастерства и принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям; проведение консультаций и тренингов для родителей; оказание помощи в создании благоприятной среды в школе в целом.

Целью работы учителя-логопеда является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

Исходя из данной цели учитель-логопед решает следующие задачи:

1. Коррекция нарушений в устной и письменной речи учащихся.

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.

Ежегодно проводится диагностика состояния сформированности устной речи первоклассников с целью выявления нарушений в речевой деятельности учащихся, пришедших в школу, оказания помощи учителям в обучении данной категории учащихся и последующей коррекции нарушенных речевых функций.

На занятиях учитель-логопед использует разнообразные игровые приемы для успешного освоения правил орфографии, развития лексико-грамматической и связной речи.

Огромную помощь в работе с детьми со специальными образовательными потребностями оказывает работа специального психолога и занятия психомоторной коррекцией.

Решение задач инклюзивного образования детей со специальными образовательными потребностями невозможно без привлечения к работе родителей этих детей. Для организации взаимосвязи с родителями организован родительский лекторий «Особенности нарушений письма у учащихся начальных классов с различной латеральной организацией сенсомоторных функций» (ноябрь 2006). Проведено общешкольное родительское собрание «Дети со специальными образовательными потребностями и их обучение» (декабрь 2006). Проводится работа с попечительским советом по обеспечению условий обучения детей со специальными образовательными потребностями (постоянно). Разработана памятка для родителей (Предупреждение нарушений письменной речи). Учителем-логопедом и педагогом-психологом регулярно проводятся выступления на родительских собраниях, консультации для родителей.

В настоящее время в школе работает модель взаимодействия специалистов и родителей в процессе обучения детей со специальными образовательными потребностями.

Модель взаимодействия специалистов и родителей в процессе обучения детей со специальными образовательными потребностями

Для распространения опыта, обсуждения возникающих проблем и их решения нами проведены следующие мероприятия:

– МО учителей-логопедов Советского р-на «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся начальной школы» (октябрь 2006);

– участие во II Педагогических чтениях (г. Москва, ноябрь 2007);

– участие в городском конкурсе социальных педагогов «Сердце отдаю детям» (март 2008);

– выступление на ТВ «Адаптация первоклассников к школьному обучению» (3.09.08);

– статья «Трудности в обучении детей» в рубрике «Школьный психолог» газеты «Навигатор» (октябрь 2008);

– семинар для педагогов района (март 2009 г.);

– Лауреаты городского конкурса (2009 г.);

– открытые уроки в школе;

– разработаны индивидуальные карты учащихся.

Урок строится с учетом детей с особыми образовательными потребностями.

Проводимая нами работа приносит результаты. Дети со специальными образовательными потребностями занимаются спортом (футбол, греко-римская борьба). Учащиеся нашей школы занимают призовые места: по городу 1 место – 2 чел; по району 2 место – 5 чел; по району 3 место – 9 чел.

Дети с нарушением речи принимают активное участие в работе фольклорного ансамбля «Россыпь» (18 человек). Ансамбль занимает призовые места на международном, областном и городском фестивалях. Также дети с нарушением речи входят в состав танцевального коллектива «Младые росы». Они успешно выступают на городском, областном и районных уровнях (12 человек).

Мы видим, что работа по данной проблеме дает свои результаты, и будем продолжать ее, так как наблюдается увеличение количества  детей с особыми образовательными  потребностями.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции