Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Лариса Артуровна Цыбаева,
руководитель первой квалификационной
категории,
директор МБС(К)ОУ начальной школы - детского
сада № 60
VI, VIII вида «Сибирский лучик»
Центрального района г. Новосибирска

Татьяна Валентиновна Дударева,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
МБС(К)ОУ начальной школы - детского сада № 60
VI, VIII вида «Сибирский лучик»
Центрального района г. Новосибирска

Елена Геннадьевна Костюченко,
педагог-психолог
первой квалификационной категории
МБС(К)ОУ начальной школы - детского сада № 60
VI, VIII вида «Сибирский лучик»
Центрального района г. Новосибирска

Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания

В условиях социально-экономических изменений нашего общества система специального образования находится на этапе активной модернизации. В муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Специальной (коррекционной) начальной школе – детском саду № 60 VI, VIII вида «Сибирский лучик» осуществляется одно из актуальных направлений модернизации – организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в семейных группах кратковременного пребывания.

Новизна представляемой деятельности заключается в том, что группы кратковременного пребывания, являясь составной частью системы образования, расширят образовательную область детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, будут содействовать их ранней социализации и адаптации в обществе на основе специальных педагогических подходов.

Опыт работы учреждения по организации обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает 14 лет и имеет положительные результаты в достижении качества образования и коррекции имеющихся дефектов развития. В настоящее время в учреждении обучаются 85 детей-инвалидов. Функционируют:

– 2 группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста;

– 2 дошкольные группы (смешанные по возрасту и диагнозам);

– 5 классов начальной школы.

В ОУ разработана и реализуется структурно-функциональная модель специального коррекционного учреждения. Она представляет собой единую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также способы их реализации.

Тщательная диагностика, проводимая в каждом блоке, позволяет создавать взаимосвязанную поэтапную систему коррекционной и реабилитационной работы. В ходе этой деятельности реализуются планы развития, составленные исходя из особенностей каждого воспитанника.

Эффективность работы обеспечивают квалифицированные специалисты:

  • учителя-логопеды;
  • учителя-дефектологи;
  • педагог-психолог;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор ЛФК;
  • врач-невролог;
  • врач-ортопед;
  • медицинские сестры;
  • учителя начальных классов;
  • воспитатели.

Обобщение научно-исследовательского материала и практического опыта работы нашего коллектива помогло нам выявить ряд актуальных проблем, которые вошли в Программу функционирования и развития нашего учреждения на 2006-2010 годы.

Организационно-содержательная цель Программы включает в себя 2 аспекта:

  • Достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации и интеграции в общество.
  • Реализация семейно-общественного подхода к коррекционно-развивающей работе с детьми.

Достижение этой цели мы видим через решение ряда задач:

  • Максимально раннее выявление образовательных потребностей ребенка.
  • Раннее начало целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
  • Разработка и внедрение новых форм и методов содержания обучения и воспитания.
  • Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и образовательном учреждении.
  • Организация эффективных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие межведомственных связей с учреждениями г. Новосибирска, Новосибирской области и России в целом.

Для выполнения задач, поставленных в Программе развития, в учреждении был создан проект «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». Проектная деятельность рассчитана на 3 года, с выделением следующих этапов:

– подготовительного (2007-2008 уч. год),

– основного (2008-2009 уч. год),

– заключительного (2009-2010 уч. год).

Проект предполагает встраивание системы ранней помощи в уже имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательного учреждения, а именно создание семейных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста с 2-х лет с нарушениями в развитии.

Задачи:

  • Ранняя комплексная диагностика развития ребенка.
  • Сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи.
  • Снижение временных границ начала специального образования для использования сензитивных периодов в предупреждении социально обусловленного отставания.
  • Применение имеющихся и разработку необходимых коррекционно-педагогических программ обучения; использование специальных методов, приемов, средств обучения.
  • Включение родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
  • Осуществление преемственности от воспитания в условиях семьи к воспитанию в дошкольном учреждении.

Основные принципы функционирования групп кратковременного пребывания

  • Комплексное изучение развития ребенка – тесное сотрудничество всех специалистов в ходе обследования и предварительное изучение анамнеза для составления целостного представления о соматическом и психическом состоянии ребенка.
  • Целостное изучение развития – предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Индивидуально-личностный подход – предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка от рождения.
  • Семейно-центрированный подход.

Модель службы ранней помощи в группе кратковременного пребывания

  • Система выявления – запрос, исходящий непосредственно из семьи.
  • Консультация и сбор анамнеза. Медицинский блок собирает развернутый анамнез.
  • Первичная комплексная диагностика специалистами, в процессе которой каждый специалист детально исследует ребенка и его семью.
  • Составление индивидуальной программы развития. Содержание индивидуальной программы состоит из 2-х частей: первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая – работе специалистов с родителями.
  • Реализация индивидуальной программы развития в службе ранней помощи. Коррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальными и в подгруппах.
  • Мониторинг развития ребенка. На протяжении всего периода реализации программы специалисты заполняют специально разработанные методические документы.
  • Контроль реализации индивидуальной программы развития. В конце учебного года школьный психолого-медико-педагогический консилиум по результатам обследования дает индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения и воспитания ребенка. В них могут содержаться рекомендации по зачислению ребенка в дошкольную группу учреждения, либо продолжение развития в группе кратковременного пребывания, либо в компенсирующую группу другого дошкольного учреждения, либо, если уровень развития приближается к норме, в обычный детский сад.
  • Рефлексия полученных результатов развития.

Методические и материально-технические ресурсы

Функционирование групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста предполагает использование специализированных методических разработок по всем направлениям деятельности: диагностике, коррекции, профилактике и консультированию. Специалисты, с одной стороны, применяют существующие наработки, с другой – сами разрабатывают методические рекомендации. Так, специалистами были составлены:

– методики, позволяющие провести психолого-педагогическое обследование ребенка, выявить уровень его социального развития и определить актуальные потребности семьи;

– методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития ребенка;

– памятки для родителей по развитию и взаимодействию с ребенком;

– содержание образования в группе кратковременного пребывания определялось образовательной программой учреждения, разработанной исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей и утвержденной кафедрой общей и специальной психологии ФППД НГПУ.

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии воспитания и обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей раннего возраста. При разработке программы учитывались современные тенденции воспитания и образования.

Кроме того, специалистами определены критерии оценки эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Также разработаны единые формы отчетности: планы работы, карты развития ребенка и др.

Коррекционно-развивающая деятельность

На подготовительном этапе проведенная работа позволила нам начать практическую деятельность с детьми в группе кратковременного пребывания.

В 2008-2009 учебном году группу посещали 10 детей с различными диагнозами, с разной степенью интеллектуального недоразвития (Приложение 1). В ходе основного этапа, в октябре 2008 года, была проведена вводная диагностика детей группы кратковременного пребывания (Приложение 2). Диагностика показала, что нарушение сенсорного, речевого, моторного развития, развития игровых и предметных действий наблюдаются у 100% детей. По результатам диагностики были внесены изменения в образовательную программу групп кратковременного пребывания.

Специфика коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена несколькими факторами:

  • характером нарушения высшей нервной деятельности;
  • психопатологическими особенностями ребенка с ОВЗ;
  • структурой дефекта.

Мы выделили следующие особенности коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • В связи с тем, что у всех детей одним из ведущих нарушений является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс коррекционной работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  • В процессе коррекционной работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане.
  • Особенностями работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
  • Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности  ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
  • Коррекцию нарушений согласовываем с общим моторным развитием.
  • В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ОВЗ очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываем этапы закрепления различных навыков.
  • Характерным является частая повторяемость упражнений, но с включением новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
  • Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму проводим частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
  • Особенностью работы является тщательная дозировка заданий. Специфика познавательной деятельности обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий, любая задача раскладывается на простейшие задачи. При проведении занятий цель задания излагаем чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей у детей с ОВЗ занимаются на протяжении всей жизни ребенка не только педагоги, но и родители. В тоже время на занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, которые направлены на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. В ходе занятий у детей были сформированы невербальные формы коммуникации, созданы предпосылки к развитию активной речи; дети научились отвечать на простейшие вопросы о себе и о своих близких и т.д. Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех воспитанников различен. Но отчетливо видна положительная динамика: у 30% детей значительные улучшения, у – 50% незначительные улучшения и у 20% детей – минимальное улучшение (Приложение 3).

Сенсорное воспитание было направлено на формирование ориентировочной деятельности, которая реализовывалась в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, что способствовало освоению систем сенсорных эталонов. В ходе сенсорного обучения большинство детей – 80% (Приложение 4) научились:

  • воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • различать свойства и качества предметов (твердый – мягкий, мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, громкий – тихий);
  • определять выделенное свойство словесно (кто в пассивной форме, а кто в активной);
  • использовать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;

5)      усваивать (в различной степени) сенсорные эталоны.

Формирование игровой деятельности начиналось с развития предметных действий, основанных на личностном интересе к той ли иной игрушке или ситуации. Сначала предлагалось ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяя их и сопровождая речевыми комментариями. В последующем игровые действия переходили к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучали играть сначала рядом со взрослым партнером, а затем вместе со сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяли в микрогруппы. В ходе обучения и воспитания 60% детей (Приложение 4) научились:

  • наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • обыгрывать игрушки;
  • играть рядом, не мешая друг другу;
  • выражать положительное эмоциональное отношение к любимой игрушке;
  • не совершать неадекватных действий, играя с машинкой, куклой, мячом, кубиками и т.д.

Физическое развитие разделяем на два больших блока: развитие мелкой моторики и формирование крупной моторики. Поскольку большинство детей в анамнезе имеют диагноз детский церебральный паралич, то использование общепринятых диагностических методик и развивающих программ не целесообразно. В своей деятельности применяем специальные методики, способы и приемы для развития общих двигательных навыков и коррекции нарушений: Михаэля Шоо, Нэнси Р. Финни, Косиновой Е.Н., Петер Е.М. Лаутеслагер и т.д. Практически у 100% детей наблюдается положительная динамика (Приложение 3).

Проведя диагностику в мае 2009 года, выделив положительную динамику в психическом развитии детей данной группы, мы убедились в действенности проводимых мероприятий. В 2009-2010 учебном году в учреждении открыто две группы кратковременного пребывания по 10 человек.

В настоящее время проект находится на стадии заключительного этапа его реализации.

Деятельность специалистов на заключительном этапепредполагает:

– анализ эффективности работы, корректировка результатов (сбор информации об эффективности модели, разрешение противоречий);

– оформление пакета документов по учебно-методическому обеспечению модели (образовательная программа, учебный план, банк контролирующих материалов), пакета документов по нормативно-правовой базе модели;

– стимулирование поисковой творческой деятельности;

– обобщение и распространение опыта через участие в семинарах, конференциях по проблеме целесообразности организации групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, выпуска методического пособия.

Программа коррекционно-развивающих занятий, реализуемая в нашем учреждении, является эффективной не только для координации работы специалистов различного профиля, но и основой в формировании педагогической компетенции родителей.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лечение, воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

Приложение 1. Нозологический состав воспитанников группы кратковременного пребывания

Приложение 2. Результаты вводной диагностики уровня развития воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 3. Сравнительный анализ результатов диагностического обследования воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 4. Сравнительный анализ результатов коррекционно-педагогической работы с воспитанниками ГКП

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 25)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции