Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Галина Анатольевна Первова,
руководитель школьного музея
второй квалификационной категории
МБОУ СОШ № 184 Калининского района
г. Новосибирска

Елена Александровна Ковалишена,
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
МБОУ СОШ № 184 Калининского района
г. Новосибирска

Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации

В нашем государстве на сегодняшний день достаточно много детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Такие дети имеют физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Самыми трудноразрешимыми проблемами в работе с этими детьми являются:

– отсутствие навыков межличностного общения;

– несформированность потребности в общении;

– неадекватная самооценка;

– негативное восприятие других людей;

– гипертрофированный эгоцентризм.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономической жизни. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Однако проблема обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов остается сложной. Приходится констатировать, что сегодня в России теория обучения данных детей значительно отстает от практики. Определяют судьбу ребенка не ограниченные возможности здоровья, а их социальные последствия, комплекс изменений черт его личности и отношения к нему общества. Поэтому ограниченность определяется не самой болезнью, а той социальной средой, которой окружен такой ребенок.

Хотим поделиться своим опытом и рассказать о двух ребятах, которые обучаются в нашей школе с 1-го класса. Это Соболев Алексей и Золотова Анжелика. Основная задача, которую школа ставит для себя, – подготовить таких детей к полноценной жизни в обществе.

В своей работе педагогический коллектив руководствовался принципами личностного подхода, т.к. именно данный подход ориентирует специалиста на работу с конкретным ребенком, с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию.

За период обучения мы добились высоких результатов. Ежегодно ребята становятся победителями школьных предметных олимпиад, занимают призовые места в районных олимпиадах (Соболев Алексей – 3 место в районном туре олимпиады по истории в 2007-2008 г., 2 место – в районном туре олимпиады по МХК в 2008-2009 г.). Также Анжелика и Алексей ежегодно принимают участие в межрегиональных интеллектуальных играх («Русский медвежонок», «Кенгуру»). По окончании 9-го класса ребята получили аттестаты «особого образца».

Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта общения. В этом смысле очень важна правильно построенная воспитательная работа. После проведения тщательного анализа развития ребенка в семье совместно с психологом были выявлены таланты и склонности ребят (Анжелика с раннего детства занималась вокалом, Алексей проявлял интерес к фотоделу), что дало почву для вовлечения их в различные воспитательные мероприятия.

Важно было постараться создать для детей ситуацию успеха. Учитывая особенности психофизического развития, медицинские рекомендации, физические ограничения, а также цели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, мы проанализировали возможности художественно-эстетического воспитания и пришли к выводу, что творческая деятельность является наиболее эффективной. Включение в неё формирует, во-первых, коммуникативные навыки, во-вторых, улучшает психофизическое состояние ребенка.

Об эффективности воспитательной работы можно судить по достигнутым ребятами результатам. Золотова Анжелика является неоднократным победителем районных и городских фестивалей вокального пения. В 2007-2008 учебном году она удостоена стипендии Губернатора Новосибирской области для одаренных детей в сфере культуры и искусства. На каждом школьном концерте Анжелика радует окружающих прекрасным исполнением песен. Сегодня девочка думает о том, что она может добиться результатов и на другом поприще. Анжелика в будущем видит себя юристом, а занятия вокалом рассматривает как хобби.

В 2009 году состоялась персональная выставка фоторабот Соболева Алексея в Государственном художественном музее. Работы мальчика поражают неповторимостью, непосредственностью, свежим взглядом на мир. Сегодня Алексей является постоянным фотокорреспондентом школьной газеты.

Невозможно говорить о полноценной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, без опоры на внимательное и заботливое отношение педагогов. Во многом успешность наших ребят связана с тем, что рядом с ними находился мудрый, талантливый педагог и просто неравнодушный человек – Первова Галина Анатольевна. Она поддерживала, вдохновляла и помогала детям поверить в свои силы.

Сейчас ребята обучаются в 11 «Б» классе. Несмотря на то, что Алексей и Анжелика находятся на индивидуальном обучении, они не ощущают оторванности от коллектива, принимают активное участие в различных классных и школьных мероприятиях.

Таким образом, наша практика и опыт подсказывают, что совместная работа педагогов и родителей, усилия, приложенные самими детьми, не остаются безрезультатными: указанные выше проблемы разрешаются.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции