Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Марина Владимировна Винокурова,
заместитель директора по воспитательной работе
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 116 V вида
Калининского района г. Новосибирска

Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.

Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.

Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды являются:

– создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы, освещающей успехи каждого и группы в целом;

– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой может воспользоваться любой воспитатель;

– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;

– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.

Гуманистическая направленность воспитания предполагает реализацию задач на каждом занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого учащегося.

«ШКОЛА РАДОСТИ»

(программа воспитательной работы)

Цель: создание условий для формирования социально-активной, адаптационной личности ребёнка, максимальная реализация его индивидуальных способностей, интересов, раскрытие его творческого потенциала.

Задачи:

– создание и развитие творческого коллектива единомышленников;

– совершенствование форм ученического самоуправления;

– повышение уровня воспитанности обучающихся детей;

– ориентация детей с психоречевыми нарушениями на жизнь в условиях рыночных отношений;

– развитие самостоятельности, уверенности, ответственности.

Основные принципы:

– принцип комплексности;

– принцип системности;

– принцип онтогенетичности;

– принцип развития;

– принцип обходного пути;

– принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Управление школой осуществляется на основе принципов самоуправления коллектива и единоначалия. Руководство деятельностью школы осуществляется директором школы, а высшим органом управления является Педагогический совет, который собирается четыре раза в год. Педагогический совет обращает особое внимание на воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать; на оздоровительные стороны обучения и воспитание детей с психосоматическим состоянием; на ученическое самоуправление как одну из форм саморазвития личности; на технологию организации коррекционного сопровождения воспитательной работы.

Структура организации воспитательного процесса

Данная программа является стартовой площадкой всех школьных творческих мероприятий. Она включает КТД, вокруг которых сконцентрирована воспитательная работа. Вся работа планируется по тематическим периодам, которые строятся по чёткому алгоритму (сами спланировали, приготовили, провели, проанализировали, где каждый предполагает, готовит, проводит, составляет, анализирует), а главное – даёт условия для развития первых шагов самостоятельности, творчества, ответственности за порученное дело, развития творческих, демократических начал, что является основой жизни коллектива.

Каждое КТД – это ещё один виток к формированию благоприятного психологического климата в школе, к повышению воспитательного воздействия на детей, к сотрудничеству детей и взрослых.

Используя программу «Школа радости», имеем определённую систему воспитательной и оздоровительной работы; формируем и развиваем традиции школы; активизируем работу с родителями, с деятельностью органов школьного самоуправления; добиваемся качественной работы по развитию творческих и речевых способностей детей (выход детей в участие районных мероприятий).

Вся программа направлена на коррекцию речи и личности каждого ученика, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих делах коллектива.

Очень тесную связь мы поддерживаем с организациями:

– Новосибирская государственная филармония (концерты 1 раз в месяц);

– Театр кукол «Сердце – детям», театр «Радуга» (спектакли 1 раз в четверть);

– коллектив «Вдохновение» (занятия школьного хора 2 раза в неделю);

– ДДК им. Пичугина (совместные концерты);

– цирк «Атракцион» (представление 1 раз в год);

– ТОС «Учительский» (проведение различных соревнований);

– ПДН Калининского района (еженедельные встречи с инспектором Гудковой Н.Н.);

– ансамбль ветеранов «Весна» (ежегодные встречи);

– ЦДТ «Содружество» (посещение кружков, встречи).

НАШИ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ

«ДЕНЬ ЗНАНИЙ» – праздник встречи со школой.

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»конкурсы осенних букетов, поделок, песен, стихотворений. Итогом является праздник.

«НОВЫЙ ГОД»самый любимый праздник. В новогоднем представлении все дети – актёры. Каждый ребёнок получает роль, в которой он раскрывает свои таланты.

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»проходят встречи с ветеранами, парады войск, строевой песни, конкурсы «А ну-ка, мальчики!»

 

«8 МАРТА» – концерт для мам, бабушек, различные конкурсы.

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ» – встречи с ветеранами, посещение музеев, литературно-музыкальные композиции.

«ЗА ЧЕСТЬ ШКОЛЫ» – речевые конференции с элементами детского творчества.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции