Детское школьное самоуправление в школе-интернате № 116 V вида имеет свою специфику. Учитывая состояние здоровья наших воспитанников и малое количество старшеклассников, самоуправление носит несложную структуру.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. Задача педагогов – строить эту жизнь вместе с детьми, предоставляя им все больше самостоятельности. Именно поэтому в интернате адаптирована следующая структура детского самоуправления.
Высшим органом самоуправления является школьное ученическое собрание, во главе которого стоит президент, избираемый открытым голосованием воспитанников и педагогов интерната сроком на один год.
Структура УС содержит 3 уровня.
1 уровень – Президент. В его функции входит руководство деятельностью старших помощников (СП): СП-1, СП-2, СП-3, СП-4, СП-5.
СП-1 контролирует строгое соблюдение всеми воспитанниками устава интерната.
СП-2 обеспечивает с помощью дежурной бригады по столовой порядок и чистоту в столовой.
СП-3 ежедневно контролирует работу санитаров по организации режима проветривания классных комнат и спален, организацию утреннего и вечернего туалета; помогает педагогам в профилактике здорового образа жизни (детской преступности, наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма).
СП-4 обеспечивает контроль чистоты территории, закрепленной для уборки за классным коллективом.
СП-5 совместно с логопедической службой контролирует выполнение закона: «Красивая речь обязательна для всех».
Каждый старший помощник имеет памятку и дневник, в котором отражает свою деятельность.
2 уровень – Вице-президент. В его функции входит координация деятельности дежурных бригад по школе и столовой, подведение итогов дежурства, организация выпуска газеты «Вести с дежурства».
3 уровень – деятельность СП-1. Основные его функции включают в себя организацию и проведение спортивных школьных мероприятий, утренней зарядки.
Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива, осуществляет контроль за выполнением принимаемых указов и распоряжений, самостоятельно планирует «СвоеЗавтра».
Особое место в планировании отведено КТД (коллективно-творческим делам). В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляютвсе этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;
– результат (подводят итоги).
Педагоги максимально содействую тому, чтобы каждый ученик ежедневно включался в разнообразную деятельность.
Мы считаем, что такая структура ученического самоуправления – «ПУТЬ К УСПЕХУ». Именно она помогает развивать навыки управленческой деятельности, самостоятельности в постановке цели и ее реализации, в стремлении к здоровому образу жизни, аккуратности, бережливости, красивой и правильной речи. Все полученные в интернате навыки способствуют тому, что наши воспитанники не боятся столкнуться с трудностями в социуме и смогут найти свою дорогу в жизнь. Работа ШСУ имеет свои результаты:
1. В конкурсе-ярмарке органов детского самоуправления образовательных учреждений Калининского района в 2006 году наше ШСУ награждено Дипломом за I место в номинации «Самая актуальная модель».
2. В 2008 году по итогам Школы Актива района актив МОУ награжден Дипломом в номинации «Значимость цели деятельности органа ученического соуправления» и грамотой за I место по итогам Школы Актива района.
3. В 2009 году за участие в городском фестивале активов органов детского самоуправления «Лидерский формат» награждены Дипломом Лауреата в номинации «Ярмарка идей».
4. Дни открытых дверей детского самоуправления ОУ в рамках IX Школы актива района награждены грамотой за активное участие и дипломом за высокий уровень организации деятельности самоуправления и за активное участие детей в управлении делами образовательного учреждения.
Дети учатся быть ответственными за свои поступки, принимать решения, планировать свою работу. Все полученные в интернате навыки способствуют тому, что наши воспитанники не боятся столкнуться с трудностями в социуме и могут найти свою дорогу в жизнь.
Наши перспективы:
– cовершенствование форм ученического самоуправления;
– развитие самостоятельности, творчества, ответственности, уверенности.